BloombergView | 2 марта 2015 г.
Россия, которая умерла вместе с Борисом Немцовым
Леонид Бершидский
"Годами московские инсайдеры реагировали на филиппики бывшего первого заместителя председателя правительства Бориса Немцова в адрес президента Владимира Путина, закатывая глаза. Все знали, что собирается сказать Немцов. Человек, которого Борис Ельцин почти что избрал своим преемником, стал ненужным и отчужденным", - отмечает обозреватель The Bloomberg View Леонид Бершидский.
"Теперь критика Немцовым путинской России оценена самым ужасным образом", - пишет он.
Бершидский вспоминает, что впервые встретил Немцова в 1992 году, когда тот был губернатором Нижнего Новгорода. "Блестящий молодой физик, он пытался осуществлять на практике принципы либеральной экономики в мрачном советском промышленном городе, который долго был закрыт для иностранцев. Я помню ощущение недоверия, когда я наблюдал за ним в его офисе: улыбчивый и красноречивый, он резко отличался от советских функционеров, своих предшественников. Он был похож на политика из голливудского фильма, перенесенного в российскую глубинку", - пишет журналист.
"Он был популярен - его реформы сделали регион одним из самых привлекательных для иностранных инвестиций - и Ельцин это заметил", - говорится в статье. Ельцин готовил его к высшему посту, хотя его энтузиазм иссяк, и в 1999 году он выбрал преемником Путина.
Бершидский отмечает, что Немцов сначала поддержал Путина. Вместе с политологом Иэном Бреммером они так оценили выбор Ельцина в The New York Times в 2000 году: "Было бы правильно, если бы у России был лидер с непоколебимой приверженностью национальным интересам. И трудно себе представить, как можно сделать это лучше".
Автор статьи упоминает в скобках запись Бреммера в Twitter в ночь убийства Немцова. "Мы ошибались, - написал Бреммер. - Покойся с миром, Борис".
"У меня есть серьезные сомнения, что смерть Немцова усилит антипутинское протестное движение, - рассуждает далее автор статьи. - Оно слишком слабо, чтобы представлять какую-то угрозу". "И все же я не могу не размышлять о том, какой была бы моя страна, если бы Ельцин сделал другой выбор в 1999 году, - пишет Бершидский (россиянин, заявивший о своей эмиграции в 2014 году. - Прим. ред.) - При президенте Борисе Немцове Россия могла бы быть страной, в которой я смог бы продолжить жить и работать. С его смертью это нереализованное будущее тоже умерло".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях