Financial Times | 2 марта 2015 г.
Какая Кремлю выгода от смерти Бориса Немцова
Сергей Гуриев
"Сложно писать об убийстве Бориса Немцова аналитическим языком, - признается экономист, бывший ректор РЭШ Сергей Гуриев, в The Financial Times. - Хотя Немцов был кандидатом физико-математических наук, по своей сути он был человеком, у которого все было просто. Диктатуре он всегда предпочитал свободу, войне - мир, коррупции - честность, позору - благородство, лжи - правду. Более того, он был уверен, что эти нехитрые идеалы в конце концов возобладают в России, как это произошло в других странах".
"При этом он понимал, что сама собой такая перемена не произойдет и что от людей вроде него потребуются усилия и смелость. Вот почему он не оставлял своей борьбы. Вот почему его убийство на Большом Москворецком мосту, который ведет к храму Василия Блаженного и Красной площади, так красноречиво свидетельствует о сегодняшней России", - пишет экономист. Гуриев убежден, что "значимого оппозиционного политика Немцова убили за его высказывания против президента России Владимира Путина, за его антикоррупционные расследования и за то, что он играл ключевую роль в российской оппозиционной политике".
"Говорить, что этот варварский акт состоялся независимо от Кремля, значит игнорировать обстоятельства убийства, - продолжает Гуриев. - Красная площадь постоянно охраняется множеством сотрудников [силовых структур], как в униформе, так и в штатском. По обе стороны моста... всегда есть посты дорожной полиции. Эта местность находится под пристальным наблюдением, а за два дня до крупного протестного митинга, в организации которого участвовал Немцов, под наблюдением властей, несомненно, был и он сам".
"Кем бы ни были убийцы, они, очевидно, исходили из того, что полицейские не станут их преследовать. Если бы это были обычные киллеры, они, скорее всего, выбрали бы другое место, к примеру квартиру Немцова, в которую он направлялся в момент убийства. То, как его убили, говорит о том, что в этом убийстве непосредственно участвовали определенные высокопоставленные представители режима", - утверждает автор статьи.
Гуриев полемизирует с пресс-секретарем президента РФ Дмитрием Песковым, который заявил, что власть не была заинтересована в убийстве Немцова, так как его популярность была несравнимо меньше популярности Путина. Во-первых, считает автор, без цензуры, пропаганды и подтасовок на выборах Немцов обошел бы по популярности нынешнего главу государства.
Второй аргумент Гуриева состоит в том, что именно Немцов "был уникальным связующим звеном между старым и новым поколениями российских прозападных политиков", "сочетал в себе авторитет высокопоставленного политика (ранее он был вице-премьером) и беспрецедентно прямолинейную критику в адрес Путина". Оппозиция могла бы сплотиться вокруг фигуры Немцова на парламентских выборах 2016 года, а его убийство избавило Кремль от этой "потенциальной проблемы".
Гуриев заключает: "Убийцы Немцова сожгли последние мосты между режимом и его либеральными соперниками. Когда придет новый режим, было бы уместно переименовать мост, на котором произошло убийство, в мост Немцова".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях