Le Monde | 2 мая 2006 г.
Жалея Тегеран, Москва защищает свои геополитические интересы
Натали Нугайред, Лоран Зеккини
России никогда не нравилась идея передачи иранского ядерного досье в ООН. Российские руководители повторяли, что этот вопрос должен находиться под контролем Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), то есть технического ведомства, а не организации, отвечающей за мир и безопасность во всем мире. В феврале, когда Совет управляющих МАГАТЭ в Вене принял резолюцию, предусматривавшую вступление в игру Совета Безопасности, Москва согласилась с ней при условии, что речь будет идти лишь об "информировании" высшего органа ООН.
Учитывая, что Россия тесно связана с Ираном и обладает правом вето в ООН, от ее позиции в кризисе вокруг иранской ядерной программы зависит очень многое. Москва активно помогала Ирану в его ядерной деятельности после подписания в 1995 году контракта на сооружение единственной иранской атомной электростанции в Бушере. Россия считает, что ее связывают с Ираном общие геополитические интересы на Кавказе и в Центральной Азии (противодействие американскому влиянию и борьба с суннитским фундаментализмом). Кроме того, Иран является для нее крупным рынком сбыта вооружений. Она поставила ИРИ зенитные комплексы, которые могут быть использованы для защиты иранских ядерных объектов от американских военных ударов.
В беседах с западными коллегами российские представители не скрывают, что относятся к военному сценарию как к кошмару. Москва опасается, что любая привязка к главе VII Устава ООН в документах Совета Безопасности откроет путь к оправданию применения США военной силы. В пятницу 28 апреля в кулуарах совещания министров стран НАТО в Болгарии российский министр иностранных дел Сергей Лавров высказал серьезные опасения на этот счет своему французскому коллеге Филиппу Дуст-Блази.
Задержка с поставкой топлива
На дипломатической арене Москва в последние месяцы играла роль адвоката Ирана, боясь повторения сценария, который в 2003 году привел к войне в Ираке. Однако Москва так же, как американцы и европейцы, убеждена, что Иран пытается обзавестись ядерным оружием и что этому желательно помешать. Тем не менее, Москва хочет добиться этого, избежав конфронтации.
Кремль и российское ядерное лобби были раздосадованы отказом Тегерана от их предложения обогащать в России весь уран, необходимый для иранской ядерной деятельности в гражданских целях. Тем самым Москва рассчитывала выступить в роли посредника, усилить свое влияние на Ближнем Востоке и сделать шаг к реализации проекта, о котором мечтает Владимир Путин: создать в России международные центры по обогащению урана, работающие на коммерческой основе. В надежде, что иранские представители вернутся за стол переговоров, Россия продолжает откладывать обещанную поставку топлива для Бушерской АЭС.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях