The Wall Street Journal | 2 мая 2006 г.
Проблемы прозрачности в России
Гленн Симпсон и Дэвид Кроуфорд
Опасения инвесторов по поводу нефтяной собственности отражаются на размещениях акций
Опасения по поводу корпоративного управления среди российских энергетических игроков, пытающихся привлечь западные инвестиции, уже сотрясающие крупнейшую европейскую биржу в Лондоне, докатились до Франкфуртской биржи.
Компания CAT Oil AG, обслуживающая нефтяные месторождения и действующая преимущественно в России, собирается разместить акции во Франкфурте на этой неделе, но предложила инвесторам, уже покупающим акции, возможность уйти. Компания обнародовала новые предположения, касающиеся истинной структуры собственников CAT Oil, по ее утверждению, беспочвенные, но являющиеся антирекламой.
Это в очередной раз высвечивает проблемы прозрачности, с которыми сталкиваются иностранные инвесторы, рвущиеся к российским энергетическим акциям в период роста цен на нефть. Запланированное размещение на Лондонской бирже акций государственной компании "Роснефть" тоже вызвало у потенциальных инвесторов и самой биржи беспокойства, связанные с корпоративным управлением.
Завтра продавать акции зарегистрированной в Австрии CAT Oil будет холдинговая компания с Кипра. Ожидают, что размещение принесет как минимум 244 млн евро. В биржевых регистрационных документах CAT Oil утверждает, что ее главным владельцем является западный инвестор.
Но из учредительных документов компании и других документов, которые удалось увидеть The Wall Street Journal, явствует, что по крайней мере в прошлом в число ее крупных акционеров входили бывшие и нынешние руководители российской компании "Лукойл". В проспекте, подготовленном к размещению акций CAT Oil, говорится, что компания получает выгодные контракты от "Лукойла". Если среди владельцев CAT Oil есть руководители "Лукойла", налицо явный конфликт интересов.
В документах, поданных в немецкие регулирующие органы вечером в пятницу, CAT Oil и ее банкиры, входящий в Allianz AG Dresdner Kleinwort Wasserstein, проинформировали о наличии новых вопросов по поводу собственников компании, поставленных на прошлой неделе в письме, полученном менеджерами размещения от сына покойного руководителя "Лукойла".
Скандал может "привести к негативной рекламе, занять время и внимание менеджеров, отрицательно отразиться на нашем бизнесе или стоимости наших акций", говорится в регистрационных документах.
Президент наблюдательного совета CAT Oil говорит, что обвинения, которые были расследованы, безосновательны, и их отвергли власти Германии, Австрии и Кипра. Пресс-секретарь Dresdner Kleinwort Wasserstein отказался от комментариев.
В первом проспекте от 19 апреля CAT Oil утверждала, что принадлежит в основном неназванному "индивидуальному инвестору, который является гражданином Западной Европы". Но в письме Dresdner Kleinwort Wasserstein адвокаты сына покойного руководителя "Лукойла" заявили, что CAT Oil была создана на Кипре четырьмя руководителям "Лукойла" в начале 1990-х годов.
Адвокаты утверждают, что Вадима Шмидта, сына руководителя "Лукойла" Виталия Шмидта, неправомерно лишили его доли в CAT Oil после скоропостижной смерти его отца в 1997 году.
В письме, которое вчера удалось увидеть The Wall Street Journal, говорится, что в число реальных владельцев CAT Oil входят глава государственной трубопроводной компании "Транснефть" Семен Вайншток, глава "Лукойла" Вагит Алекперов и бывший руководитель "Лукойла" Ралиф Сафин. Эти утверждения основаны на документах 1990-х годов, но авторы письма утверждают, что нынешний мажоритарный акционер CAT Oil владеет акциями от имени высокопоставленных руководителей российской компании.
Дозвониться до трех нынешних и бывших руководителей "Лукойла" вчера не удалось. В апрельских заявлениях The Wall Street Journal Вайншток и Алекперов отрицали наличие интересов в офшорных структурах, созданных Виталием Шмидтом.
В письме адвокатов Вадима Шмидта в CAT Oil говорится: "Имеются обоснованные подозрения, что проспект, выпущенный CAT Oil 19 апреля 2006 года, некорректен и содержит информацию, вводящую в заблуждение".
Отвечая на письмо, CAT Oil теперь говорит, что неназванный западный инвестор - это австрийский бухгалтер Вальтер Хофт.
Вчера в телефонном интервью Герхард Штрате, президент наблюдательного совета CAT Oil и известный немецкий адвокат по уголовным делам, сказал, что руководители "Лукойла", возможно, были акционерами CAT Oil , но теперь Хофт, эксперт по антимонопольному законодательству, является ее мажоритарным владельцем. По словам Штрате, Хофт купил CAT Oil путем ряда сделок, осуществленных в соответствии с кипрским законодательством в 2000 году.
"Документы о структуре собственников в середине 1990-х годов мало что говорят о нынешней структуре собственников", - заявил Штрате, имея в виду главный пункт свидетельств Шмидта. Хофт надеялся скрыть свою роль в компании, опасаясь за свою личную безопасность при нынешнем уровне преступности в России, сказал Штрате.
В ходе недавнего судебного разбирательства в Лихтенштейне Хофт назвал себя бывшим финансовым советником Шмидта. Он также входит в число попечителей зарегистрированного в Лихтенштейне фонда, который контролирует многие активы Шмидта после его загадочной смерти в Москве в 1997 году.
Хофт значится в документах CAT Oil с 1990-х годов, но как попечитель, а не как владелец. В расписке, датированной мартом 1998 года и касающейся прибылей филиала CAT Oil, три бывших руководителя "Лукойла" значатся как получатели 4,4 млн долларов каждый. Хофту не причитается никаких денег, но он подписал документ как попечитель.
Офшорные трасты, созданные Виталием Шмидтом, стали причиной нескольких расследований и судебных баталий, включая расследование немецкой полиции против генерального директора CAT Анны Бринкманн. Штрате защищал Бринкманн, бывшую переводчицу Шмидта, в ходе расследования вопроса, передавала ли она акции Шмидта в CAT Oil другим акционерам без согласия его наследников. Расследование закрыли в 2004 году, не предъявив никаких обвинений, отметил Штрате.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях