Süddeutsche Zeitung | 2 мая 2007 г.
Мировая сцена для Путина
Штефан Корнелиус
Проблема, которая возникает у России в ее отношениях с Западом, связана не с ракетами и не с военными памятниками, не с иранской ядерной программой и не с польским мясом. Эти разногласия - всего лишь предлог, скрывающий реальность: Россия во главе с президентом Путиным стремится к новой власти и признанию
Это заключается в том, что Москва сеет вокруг себя страх, целенаправленно повышая градус своей реакции и отменяя правила игры.
Три фактора способствовали скачку самосознания Владимира Путина: во-первых, Джордж Буш, который в июне 2001 года во время их встречи в Словении посмотрел российскому президенту "в глаза и увидел, что он прямой и заслуживающий доверия человек". Безусловное заверение в дружбе американского президента нелегко обратить вспять, с этого момента Путин живет без политических коррективов из США.
Во-вторых, это канцлер Германии Герхард Шредер и президент Франции Жак Ширак, которые продемонстрировали Путину в преддверии войны в Ираке податливость Европы. Германия, будучи одной из ключевых европейских наций, которую всегда притягивала русская душа, сама того не желая, положила начало расколу Европы. Убежавшие от советского кнута новоявленные демократии в Центральной Европе узнали старые борцовские приемы - и тем более уверенно бросились в объятия Америки.
И в-третьих - это нефтяное и газовое проклятие. Новое богатство России делает страну сильной и независимой. Это односторонняя и однозначная зависимость - и новая внешнеполитическая стратегия Москвы основывается именно на этом выгодным с позиции власти преимуществе. Внешняя мощь и финансовая сила укрепили русский национализм и вдохновили авторитарных государственных правителей на ограничение свободы внутри страны. Предвыборная борьба разгорелась и в России - речь идет о преемнике Путина и его наследии. Тут президент не даст читать себе лекции о патриотизме.
Все это перетекает в конфликт вокруг запланированного размещения американского противоракетного щита в Европе, и давно уже речь идет не об иранской угрозе. Если бы действительно дело было в ядерных амбициях Тегерана и о том, что через несколько лет он будет способен выпустить в сторону Европы или Северной Америки ракеты дальнего радиуса действия, оснащенные ядерными боеголовками, все решилось бы в два счета: несколько ракет-перехватчиков оборонительного характера - в чем Россия могла бы убедиться - смогли бы предоставить некоторую защиту и уж точно возымели бы устрашающее действие.
Предметом дискуссий в таком случае стало бы только то, как оправдать разделение уровня безопасности для стран НАТО - члены альянса из Южной Европы остаются без защиты - и повредит или пойдет на пользу этот проект переговорам с Тегераном. Другими словами, мелочи.
Россия, однако, решила намеренно неверно интерпретировать размещение системы ПРО. То, что США были готовы пойти на серьезные уступки и обеспечить беспрецедентную прозрачность (инспекции, установку верхних границ), дал понять во время своего визита в Москву министр обороны США Роберт Гейтс. Ответ Путина был однозначным: он не будет больше соблюдать условий Договора об обычных вооруженных силах в Европе.
Используя слабые стороны соседей
На первый взгляд эскалация не оставляет никакой альтернативы размещению ракет. Россия в течение нескольких лет без зазрения совести использует слабые стороны своих соседей - взять, к примеру, Грузию или Украину. Конструктивный вклад в двухсторонние отношения отсутствует. Если США и НАТО уступят, то они капитулируют под тем же нажимом. Кроме того, они рискуют новым расколом внутри западных альянсов.
С другой стороны, конфронтация невыгодна для общего стратегического баланса. Западу необходимо сотрудничество с Россией в вопросе о независимости Косово. Если Россия заявит о своем несогласии с планом ООН по отделению провинции от Сербии, стороны конфликта на Балканах продолжат свою "дуэль заместителей".
США и Европа нуждаются в России и для сдерживания иранской угрозы. Зачем будет нужна система ПРО, если Совбез ООН в будущем будет парализован вето, наложенным Россией?
Результат политического анализа затрат и выгод свидетельствует в данный момент не в пользу американского проекта. В этой связи принятие решения должно быть отложено до тех пор, пока Косово мирным путем не получит независимости и пока в России (и в США) не вступит в должность новый президент.
В любом случае российское поведение не облегчает моратория - или, если говорить честно, делает его нереальным. Путин неожиданно открыл главу, которая казалась завершенной с момента окончания холодной войны. Слово берут те, кто своим нытьем никогда не приносил пользы: подстрекатели, националисты и реваншисты, те, кто подсчитывает ракеты, и системные теоретики. Нездоровый дух XX века возвращается.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях