World Peace Herald | 2 мая 2007 г.
Путин не коснулся проблем России
Йэн Прайд
Последнее послание президента Владимира Путина содержало мало новой информации и по большей части представляло собой список того, что необходимо сделать внутри страны.
Однако западные чиновники и СМИ тут же обратили внимание на заявления Путина о том, что Россия возрождается в качестве великой державы, на его предупреждения, что другим не следует вмешиваться в ее внутренние дела, и на заявление, что Россия объявит мораторий на Договор об обычных вооружениях в Европе. Этот договор был заключен в 1990 году между НАТО и странами Варшавского договора, и его действие будет приостановлено, пока все члены НАТО не ратифицируют и не начнут соблюдать его.
Подобное известие не стало неожиданностью для Запада. Еще в 1990-е годы Мадлен Олбрайт неоднократно говорила, что Москва не может запретить расширение НАТО на Восток, а на этой неделе президент Чехии Вацлав Клаус заявил, что создание противоракетной системы в Восточной Европе не подлежит обсуждению.
Судя по всему, ряд стран Балтии и Восточной Европы, которые сейчас входят в Европейский союз и в НАТО, склоняются к антироссийскому курсу: это доказывают акции протеста, начавшиеся в выходные в Эстонии из-за спора вокруг советского военного памятника.
Запад до сих пор не понимает, что же представляет собой новая Россия, ему еще предстоит осознать новый расклад сил. Россия же не сумела понять, что такое взаимозависимость - слово, которое на слуху в теории международных отношений начиная с 1970-х годов. Сейчас Россия чувствует себя исключительно уверенно после восьми лет экономического роста, большая часть которого, конечно, обеспечена за счет экспорта нефти, газа и сырья на Запад. Неудивительно, что многие на Западе и в самой России считают, что в словах Путина о возрождении России слишком много спеси.
Однако за этой риторикой скрывается гораздо более серьезная опасность. Россия может повторить те же ошибки, что совершил арабский мир несколько десятилетий назад. То, что Россия пользуется энергетикой в политических целях, может привести к еще одной ошибке - она может переоценить собственные силы и поверить, что положение энергетической сверхдержавы допускает игру в одни ворота. Россия отлично понимает, что Европа сильнейшим образом зависит от ее нефти и газа, однако, судя по всему, забывает, что столь нужные ей зарубежные займы и прямые инвестиции по большей части поступают именно с Запада, как и большая часть импорта.
Особенность нынешнего положения состоит и в том, что сейчас страны с низкой себестоимостью производства и услуг, такие как Индия и Китай, удерживают мировую инфляцию на низком уровне. Но Россия не поняла, что Китай и Индия связаны с Западом так же тесно.
Еще острее вопрос о безопасности России стоит в связи с продуктами питания. Неудачи в развитии сельского хозяйства привели к тому, что Россия до сих пор сильнейшим образом зависит от импорта продуктов из-за границы. Поэтому давить на Европу с ее стороны не слишком разумно.
Путин часто говорит о значительном вкладе России в европейскую и мировую культуру. Спорить с этим невозможно. Однако на этот раз в своем обращении он много говорил и о развитии демократии в России.
В то же время в России, как и в Китае, ВВП на душу населения, юридические, политические и гражданские институты значительно отстают от западных. Высокопоставленные российские политики никак не осознают, что, хотя нынешняя Россия удалилась от Советского Союза на многие световые годы, любые признаки возвращения к авторитаризму, подавления инакомыслия, любые аресты бизнесменов и убийства журналистов автоматически будут играть на руку худшим стереотипам.
Именно таким случаем стал недавний призыв первого вице-премьера Сергея Иванова бойкотировать эстонские товары. Похоже, этот странный шаг свидетельствует об ощущении слабости в сочетании с неумением понять, "откуда наступает Запад".
В действительности Россия слишком велика и сильна, чтобы беспокоиться из-за журналистов-диссидентов и бежавших за границу бизнесменов, которые заявляют из Лондона о заговорщицких замыслах. Трудно представить, чтобы русские согласились на нестабильность, которую повлечет за собой подобное событие. И Путин, и многие россияне замечают, прежде всего, рост доходов после нескольких десятилетий экономических трудностей и упадка, а Запад в то же время склонен видеть в России авторитарные тенденции и отступление от демократии.
Оптимистичная оценка Путиным положения России свидетельствует о том, что он не коснулся основных проблем страны.
Ко многим из них имеют отношение четыре российских национальных проекта, реализация которых началась в 2005 году. Большая часть денег на эти программы будет обеспечена благодаря доходам России от нефти, газа и других ресурсов. Путин попросил Федеральное собрание поскорее принять законы, поощряющие развитие этих отраслей и привлечение в них инвестиций.
На первый взгляд, это положительный знак, и его можно лишь похвалить. Однако федеральные и региональные власти в России остаются слабыми и не имеют достаточного влияния, из-за чего выполнение любых законов и указов затруднено.
В то же время меры, обозначенные в обращении Путина, потребуют серьезного участия правительства, и опасность состоит в том, что они могут повлечь противоположный эффект, усилив бюрократию.
Большая часть предпринимателей наверняка согласится, что рост бюрократии и коррупции - одна из главных проблем в стране. Число чиновников в России после ухода Ельцина с президентского поста увеличилось, а с каждым новым бюрократом возрастают шансы, что коррумпированный чиновник станет создавать проблемы бизнесу. И если у крупных компаний есть время и средства, чтобы решать проблему отношений с правительством и договариваться с чиновниками высокого ранга, то у малых предприятий всего этого нет.
Многие говорят, что в России стало более рациональным лишь одно: вместо того чтобы платить различным "мафиозным" группам - преступникам, милиции и местным властям - теперь бизнес платит лишь одной группе, которая занимается всеми вопросами.
Многие наблюдатели связывают столь активную работу над решением социальных проблем с предстоящими думскими и президентскими выборами. Как бы то ни было, должностным лицам не стоит опасаться раздробленной и по большей части непопулярной оппозиции, у которой практически нет свежих идей. По сути, политическая философия Путина основывается на патриотизме, а не на демократии.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях