Time | 2 мая 2011 г.
Почему смерть бен Ладена уже ничего по-настоящему не меняет
Тони Кейрон
"В декабре 2001 года, перед моим отъездом в отпуск, редактор попросил меня составить некролог на Усаму бен Ладена, предполагая: его наверняка убьют в Афганистане, пока я буду нежиться на пляже", - вспоминает в блоге на сайте Time журналист Тони Кейрон. Повод открыть этот старый файл появился лишь 10 лет спустя, отмечает он.
"Когда-то представлялось, что уничтожение или пленение бен Ладена станет решающим поворотным моментом в борьбе США и их противников из мусульманского мира. Но сегодня гибель былого архинедруга Америки - всего лишь тема для примечания к историческому труду", - считает автор. Да, свершилось возмездие за 11 сентября и другие зверства, отмечает он. Но, по мнению Кейрона, ликвидация бен Ладена мало повлияет на проблемы США и их союзников "в Афганистане, Ираке, Египте, Иране, Пакистане и других крупных странах мусульманского мира".
"Дело в том, что движение бен Ладена и он сам, к его большой досаде, добились разве что второстепенного значения в борьбе за власть в мусульманском мире", - считает Кейрон. "На местах" "Аль-Каиду" затмили ее соперники - Иран, "Хизбалла", "Хамас" и "Братья-мусульмане".
Автор цитирует некролог, написанный им в декабре 2001 года: "Мы можем заявить с относительной уверенностью, что Усама бен Ладен вряд ли сейчас окружен вниманием 70 дев в раю. Но с той же уверенностью мы можем предсказать, что он будет жить еще годы и десятилетия на футболках, брелоках и календарях недовольных из мусульманского мира".
"История взлета бен Ладена - поучительная повесть об опасностях, которые пережили физическое устранение человека, олицетворяющего их в последнее время", - писал Кейрон в заготовке некролога в 2001 году. Он напоминает, что благочестивый мультимиллионер впервые приехал в Афганистан в молодости как союзник США в войне с "советскими неверными". Победа моджахедов в Афганистане имела непредвиденные последствия: в ходе войны сформировалась "интернациональная бригада боевиков-исламистов", которые возмечтали воскресить стародавнюю мусульманскую империю. Взгляды бен Ладена становились все более экстремистскими, его обхаживали египетские радикалы, видя в нем глобального лидера террористов: богатого, харизматичного, имеющего связи с арабской элитой.
Когда король Саудовской Аравии пригласил в свою страну американские войска для обороны от Ирака, бен Ладен вступил в конфликт с правящим домом и был выслан из страны. Он заключил, что неисламские режимы арабских стран - всего лишь прислужники США, государства, чье влияние - главная помеха для возрождения панисламизма. Бен Ладен посылал своих ветеранов Афганистана "воевать в Чечню, Боснию и другие места, где мусульмане подвергались атакам или вели сепаратистскую борьбу, распространяя их пример бескорыстного самопожертвования, чтобы вырастить щупальца глобальной сети, в конечном итоге направленной против главного врага среди "неверных" - США". Бен Ладен исходил из тезиса, что США уйдут из мусульманских стран, если за пребывание там придется расплачиваться кровью.
От всех более ранних террористических организаций "Аль-Каида" отличается тем, что ее члены - уроженцы самых разных мусульманских стран, а сама она не курируется ни одним государством, писал Кейрон в 2001 году. Бен Ладен предпочитал укреплять организацию путем слияний с другими - "возможно, бессознательно брал пример с Коммунистического Интернационала". Реакция США на взрывы посольств в Кении и Танзании в 1998 году - обстрелы крылатыми ракетами - убедила многих исламистов, что бен Ладен годится в лидеры, раз уж Америка так его боится.
"Так и было, но вскоре ситуация изменилась", - пишет Кейрон сегодня. В результате вторжений в Афганистан и Ирак США столкнулись с националистическими повстанческими движениями, в которых приверженцы "Аль-Каиды" не играли большой роли. С середины 2000-х США называют своим главным врагом "ось сопротивления", объединившую под руководством Ирана Сирию, "Хизбаллу" и "Хамас", поясняет автор. Все они намного сильнее "Аль-Каиды", так как опираются на националистические движения и локальные факторы. Они борются с конкретным врагом, предъявляя ему четкие претензии и выдвигая теоретически достижимые задачи. "Бен Ладен обнаружил, что одна лишь эффектная военная операция, даже против ненавистного врага, необязательно поднимет народ на восстание против местных тиранов или борьбу вместе с ним", - пишет автор. Многие арабы считают, что теракты 11 сентября устроили ЦРУ или "Моссад". "Среди его собственных единоверцев - в сфере, которая важнее всех, - бен Ладен оказался полным неудачником", - заключает автор. По его словам, лишь незначительное меньшинство мусульман полагает, что терроризм - подходящий ответ на действия США на Ближнем Востоке: "мало кто готов одобрить нападения на безвинных мирных граждан". В Ираке "Аль-Каида" одно время процветала, но жестокие убийства шиитов ее членами оттолкнули большинство повстанцев: даже многие инсургенты-сунниты нанялись в движение, финансируемое США. В Афганистане лидеры "Талибана" дали понять, что не дадут использовать свою территорию для экспорта терроризма, пишет автор. "Даже новый крупный теракт не спасет "Аль-Каиду" от упадка", - заключает он.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях