Neue Zürcher Zeitung | 2 ноября 2001 г.
Рай для контрабандистов вблизи японских берегов
A. R.
Курильские морепродукты ? выгоднейший бизнес
За российско-японским спором о территориальной принадлежности Южных Курил, этот островной регион постепенно превратился в Эльдорадо для контрабандистов. Крабы и другие дары моря нелегально вылавливаются в территориальных водах вокруг островов и привозятся в Японию. Российские органы власти то ли бессильны, то ли хорошо на этом зарабатывают.
Нельзя, но очень хочется: строго говоря, того ящика, полного креветок, который два российских солдата в гавани Головино тащили с узкого причала на берег, не должно было быть вовсе, так как официально лов креветок, как пояснил местный чиновник, еще не разрешен. Несмотря на это, курильские органы власти охотно закрывают глаза, когда здешний рыбак возвращается домой с нелегальным уловом. Ведь каждый должен на что-то жить, и, как доказывает тот самый ящик, военные тоже имеют с этого свою долю. "Люди помогают друг другу", - пожимает плечами чиновник, а сам обеими руками лезет в ящик. Он отрывает у креветки хвост, выколупливает мясо из панциря и с наслаждением отправляет себе в рот. Сваренные в морской воде еще на борту, свежие дары моря имеют необыкновенный вкус и имеют мало общего с безвкусными морепродуктами из морозильных камер, которые продаются в Европе как деликатесы. Запланированное интервью с капитаном судна отменяется. Он просил передать, что ему нечего сказать о здешнем промысле.
Токио отказывается помогать
На Южных Курилах пышным цветом цветет нелегальный бизнес - продажа морепродуктов в Японию. То, что попадает на берег, предназначено только для собственного употребления. На рынке Южно-Курильска, главного города острова Кунашир, не имеет смысла искать крабов, лосося, креветок или морских ежей. Большая часть товара поставляется непосредственно за границу. Близость островов к Японии делает их раем для контрабандистов, и они из года в год лишают российское государство десятков, если не сотен миллионов долларов. Эту цену Россия платит за неурегулированный территориальный спор с Японией. Сталинские войска заняли острова Итуруп (по-японски - Эторофу), Кунашир (Кунашири), Шикотан и Хабомаи в конце Второй мировой войны, однако Япония до сегодняшнего дня предъявляет свои права на эти "северные территории". Напрасно Москва надеется на помощь Японии в борьбе с контрабандой. Наоборот: корабли контрабандистов - всегда желанные гости в портах Хоккайдо. В конце концов, с точки зрения Токио, промысловый район вокруг Южных Курил принадлежит Японии, и, следовательно, Россия не имеет никакого права получать налоги с рыболовства и устанавливать свои квоты.
Согласно данным, полученным нами от моряков, браконьеры действуют по простой схеме: некая фирма приобретает соответствующие квоты, в большинстве случаев на рыбу, не пользующуюся большим спросом, например, треску или минтай. С этим документом корабли получают право находиться в территориальных водах Южных Курил. Но затем ведется вылов совершенно других, более доходных видов морских обитателей и, конечно же, в значительно больших количествах. Затем суда сразу идут в японские порты; если же российские пограничники или рыбинспекция задерживают суда, то капитаны от них откупаются. Возвращаясь назад в порт приписки, они представляют проверяющим судно, на котором нет и следа контрабанды.
Часто рыбаки возвращаются даже без того улова, на который они получали квоты. Свидетельством этому ? официальная статистика. Выданные на текущий год на Южных Курилах квоты на отлов 8200 т морепродуктов были к середине года израсходованы лишь на одну десятую. Зачем рассчитываться с государством и платить налоги, если нелегальные деньги заработать намного легче?
Кража по привычке
Рассказывая об этих отношениях на "Диком Востоке", глава районной администрации Южных Курил Николай Овчинников только смеется. Он еще и владелец небольшой рыболовецкой фирмы, и поэтому демонстрирует понимание своих коллег по цеху. Государство сначала должно создать условия для того, чтобы моряки больше не занимались браконьерством, считает Овчинников: чтобы, как и в советские времена, люди не голодали, чтобы имели возможность регулярно отправлять детей на каникулы на Черное море. Чтобы проиллюстрировать менталитет обедневшего населения, он обращает внимание на другую проблему, с которой он теперь борется как политик: 34% производимой здесь электроэнергии разворовывается ? люди, которые так же, как и браконьеры, считают, что они ничего не должны этому государству, делают к своим домам отводки.
Это не взаимное неприятие: в последнее десятилетие государство слишком мало заботилось о населении этого юго-восточного форпоста. Инфраструктура приходит в упадок, бюджетники получают мизерные зарплаты. За 7 лет численность гражданского населения с 14 000 человек уменьшилось здесь почти наполовину. Заброшенные казармы свидетельствуют о том, что армия тоже сильно сократила свое присутствие на когда-то стратегически важных островах.
От близости к богатой Японии ? в самом узком месте расстояние не превышает 20 километров ? пользу извлекают только контрабандисты, в то время как большая часть населения, изолированного от остального мира, влачит нищенское существование. Поэтому главный город Южно-Курильск ? это не более чем скопление покосившихся деревянных домов. Его опознавательный знак ? ржавые изгороди, которыми каждый домовладелец окружает посадки картофеля. Сделаны они из тяжелых металлических дисков, которые раньше лежали на взлетно-посадочной полосе аэродрома, покинутого военными.
Тарифы каждому известны
В одном из этих похожих на бараки домов мы встречаем капитана, который по понятным причинам хочет остаться анонимным. Он рассказывает, что боится мафии, как русской, так и японской, и вспоминает, как на его глазах был убит его "неверный" коллега. На контрабандного краба имеются негласные тарифы, продолжает он. 2000 долларов каждый раз перетекают в карманы российских пограничников, когда браконьерское судно встречается с их катерами. Как капитан он получает в Японии на руки 6% от выручки, в удачные сезоны это составляет до 15 000 долларов в месяц (его официальная зарплата - 600 долларов). Матрос получает вдвое меньше. Дома надо отстегнуть еще процент налоговой полиции, чтобы та не приставала. Но все же львиная доля всех денег остается в карманах судовладельцев, которых не всегда знают даже капитаны, но которые свободно ведут свой бизнес на российских берегах. "Эти острова ? сущее сокровище", - утверждает контрабандист. Однако этот бизнес, кажется, не сделал его богатым. Он спустил все деньги в японских пивных, игорных домах и борделях, говорят его друзья. Может, это моряцкая байка, которую придумал капитан, явно страдающий алкоголизмом? Вряд ли, так как его рассказ тютелька в тютельку совпадает с рассказами других моряков.
И все же на Кунашире есть и по-настоящему богатые люди. Во вместительном доме, обставленном во вкусе "новых русских", молодой контрабандист откровенно рассказывает о своей "профессии". Как бывший спортсмен-водолаз он специализируется на ловле морских ежей, мясо которых считается в Японии деликатесом. За одно 40-минутное погружение на глубину в 12 - 20 м он собирает до 200 кг этих колючих морских животных. На Хоккайдо они продаются по 1000 йен за килограмм; водолазы получают 30 % от выручки. Хороший водолаз зарабатывает таким путем по 50 000 долларов в год ? головокружительная сумма в стране, где даже зарплата министра составляет всего несколько сотен долларов в месяц.
К обратным сторонам работы в ледяной воде относятся хронические простуды и возможные несчастные случаи под водой. Кроме того, спортивно сложенного блондина мучают угрызения совести; ему неприятно, словно он совершил кражу. Однако он совершенно не боится быть пойманным. За проход через "заслон" он платит "2 штуки", то есть взятку в 2000 долларов, за которую пограничники беспрепятственно пропускают корабль. И на кичащийся своим выставленным на показ благосостоянием дом контрабандиста с дорогой японской стереосистемой и современнейшими компьютерами, официальные власти также закрывают глаза.
Ручная инспекция
Соответствующие органы в Южно-Курильске не оспаривают тот факт, что браконьерство и контрабанда достигли в течение последних лет чрезвычайных размеров. Но свое бездействие они оправдывают недостатком средств. В морской инспекции числится более 14 инспекторов, но у нее нет собственных патрульных катеров, поэтому она вынуждена обращаться за помощью к пограничникам. В похожей ситуации находится рыболовная инспекция, к компетенции которой относятся внутренние воды и прибрежная зона. Ее глава, Сергей Горожанкин, тоже жалуется на то, что юридическим путем практически невозможно положить конец незаконному рыболовству. Вина в большинстве случаев трудно доказуема, например, в прошлом году только одно судебное дело закончилось вынесением обвинительного приговора.
То, что основная причина растущей преступности заключается в коррумпированности чиновников, едва ли вызывает сомнение. Государство пыталось исправить положение, передав борьбу с контрабандой нескольким инстанциям, которые сплошь и рядом открыто соперничают друг с другом. Наряду с пограничными подразделениями, морской и рыболовной инспекциями, задействована также и государственная служба безопасности, ФСБ. Однако увеличение количества контролирующих инстанций не ликвидировало государственную импотенцию, только увеличило число чиновников, берущих взятки.
Поэтому нелегальный бизнес на морепродуктах будет цвести пышным цветом еще очень долго, нанося ущерб природе, популяциям морских обитателей в районе Курил и российской казне. Число контрабандистов, обходящих налоговую инспекцию, известно только приблизительно. Как говорит Александр Силкин из Московского научно-исследовательского института экономики рыболовства, рыночная стоимость легальных уловов в районе Курильских островов составляла в 2000 году около 87 млн. долларов. Нелегальная выручка превысила указанную сумму в несколько раз. Только морских ежей, по оценке экспертов, ежегодно вылавливают и отправляют в Японию в количестве 2000 т ? это в 8 раз больше, чем квота в 240 т, установленная на государственном уровне.
Такие оценки основываются на японской статистике, ведь именно в Японию, как правило, направляется контрабанда. Еще более явные расхождения наблюдаются по камчатскому крабу, мясо которого высоко ценится гурманами. Больше 4000 т крабов, согласно данным японской прессы, поступило в порты Хоккайдо в первом квартале этого года, в то время как российская статистика зафиксировала только 76 тонн. Слишком многие имеют в этом бизнесе свою долю, чтобы можно было ждать быстрых перемен: контрабандистская верхушка, экипажи кораблей, российская бюрократия и, не в последнюю очередь, японские дилеры, а также потребители, которым дары моря предлагаются по демпинговым ценам.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях