The Washington Post | 2 ноября 2001 г.
Соглашение о ракетной обороне обретает реальность
Уолтер Пинкус, Алан Сипресс
Испытания получат зеленый свет, Договор по ПРО не изменится
В соответствии с соглашением, которое, по словам американских чиновников, может быть заключено уже в этом месяце на саммите президента США Джорджа Буша и президента России Владимира Путина, США и Россия разрешат активные испытания системы национальной противоракетной обороны и сократят на две трети количество стратегических ядерных боеголовок.
Это соглашение не отменяет Договора по ПРО, который, по словам американских властей, остается главной целью переговоров с Россией, но позволяет администрации продолжать активные испытания и программу развертывания, реализация которой может начаться в первой половине следующего года.
?Испытания будут продолжаться, но США не будут говорить о выходе из Договора по ПРО, - сказал один из чиновников. - Это будет увязано с решением развертывать систему, о котором будет объявлено позднее?.
В соответствии с этими временными договоренностями стороны договорятся о постепенном сокращении количества стратегических боеголовок до 1750-2250. Это ниже не только уровня в 3000-3500, установленного Договором СНВ-2, но и потолка, определенного Договором СНВ-3, подписанным президентами Биллом Клинтоном и Борисом Ельциным в 1997 г. Договор СНВ-2, подписанный в 1993 г. Бушем-старшим и Ельциным, должен был быть полностью выполнен к декабрю 2007 г.
Сейчас у обоих государств более чем по 6000 стратегических боеголовок на ракетах, размещенных на земле и подводных лодках, и на бомбардировщиках дальнего радиуса действия. В ближайшие годы российский арсенал будет резко сокращаться в связи с моральным износом и нехваткой денег.
Новое соглашение будет существенным прорывом. Девять месяцев назад Буш стал президентом и сделал НПРО приоритетным направлением своей внешней политики, несмотря на непреклонную оппозицию России, которая не хотела отказываться от Договора по ПРО 1972 г. Это соглашение покажет, как глубоко удалось двум бывшим соперникам по Холодной войне трансформировать свои взаимоотношения, особенно после того, как теракты 11 сентября открыли новые области сотрудничества.
В связи с подготовкой к саммиту обострились дебаты в команде Буша о том, каким образом следует уходить от Договора по ПРО - запрещающего создание систем противоракетной обороны того типа, о котором говорит Буш - одновременно пытаясь пойти навстречу Путину, который хочет сократить стратегические ядерные вооружения.
Буш и Путин встретятся в Вашингтоне 13 ноября, а потом поедут на ранчо Буша в Кроуфорде, штат Техас, где переговоры будут продолжаться еще два дня.
Несмотря на то, что временная сделка по Договору по ПРО вполне реальна, некоторые из руководителей Пентагона и представителей администрации продолжают настаивать на том, что США должны как можно скорее расторгнуть договор. Окончательная форма соглашения еще не выработана. Некоторые члены администрации пока спорят, стоит ли соглашаться на сделку, предусматривающую значительное смягчение жестких запретов испытаний, или лучше настаивать на полной свободе испытаний.
?Дебаты об этом идут давно, и сейчас интерес возобновился, потому что вскоре у Буша появится возможность увидеть Путина, - сказал один из представителей администрации. - Это возможность добиться прогресса?.
Внутренние попытки администрации повлиять на американо-российские переговоры стали причиной заявления, сделанного на прошлой неделе министром обороны Дональдом Рамсфельдом о том, что Пентагон отложит испытания радара. Рамсфельд начал брифинг в Пентагоне, сказав, что испытания, запланированные на 24 октября и 14 ноября были отложены потому, что для отслеживания движения ракет должны были использоваться радары, что можно счесть нарушением Договора по ПРО.
В американских и российских СМИ это заявление было воспринято, как желание избежать конфликта с Москвой в преддверии саммита, но представители США говорят, что Рамсфельд имел в виду не это. Он выступает за то, чтобы выйти из договора как можно скорее, и хотел показать, что пакт уже мешает Америке проводить испытания.
Представители министерства обороны указали, что два испытания были отложены по техническим причинам, не имеющим отношения к Договору по ПРО. Рамсфельд сделал свое заявление через месяц после того, как Организация по баллистической ракетной обороне, подразделение Пентагона, занимающееся разработкой НПРО, сообщило во внутреннем докладе от 24 сентября, что использование радаров в испытаниях неприемлемо в том случае, если это нарушает договор по ПРО.
Репортеры спросили Рамсфельла, не ввел ли он общественность в заблуждение. Он сказал: ?Может быть, какое-то из этих испытаний было отменено по техническим причинам. Я знаю только, что когда они спросили меня, что делать, я ответил: ?Не нарушайте договор?. Возможно, потом появилась техническая причина, по которой они все равно не смогли использовать радары, что тут поделать?.
Высокопоставленные представители администрации говорят, что Рамсфельд и те, кто хотят быстро расторгнуть договор, активнее других выступали за точную интерпретацию Договора по ПРО. Это позволяет им говорить, что он уже мешает испытаниям, и с ним пора прощаться.
Другие члены администрации, в том числе советник по национальной безопасности Кондолиза Райс, пытались создать место для компромисса. В частности, они указывали на слова России о том, что она не считает ракетные испытания угрозой. Летом Райс призывала к ?максимальной гибкости?, но в последние дни она подчеркнула, что Буш установил более скромную среднесрочную роль, чтобы гарантировать, что договор не мешает испытаниям и оценке противоракетных оборонных технологий.
Встретившись в октябре в Шанхае с министром иностранных дел России Игорем Ивановым, Госсекретарь Колин Пауэлл сказал: ?Я поговорил со своими российскими коллегами, которые предположили, что договор позволяет провести больше испытаний, чем нам кажется... Мы обдумываем это?.
Группа представителей администрации, в том числе Пауэлл и Райс, хотят ?сделать все предусмотренное по графику и одновременно выполнить все задачи с Россией?, - сказал один из высокопоставленных представителей администрации.
Другой представитель, заметив, что пока никакой архитектуры ракетной обороны не существует, а потому решение о развертывании какого-либо щита будет принято лишь через несколько лет, сказал: ?Можно утверждать, что теперь нам не следует отказываться от договора и выразить понимание России. Сейчас мы прорабатываем все вопросы?.
В последнее время повысилась вероятность того, что администрация заключит временное соглашение с Россией, не предусматривающее полного выхода из Договора по ПРО. На ноябрьской встрече с Путиным в Шанхае, Буш не установил никаких крайних сроков выхода их Договора. После встречи лидеры оптимистично говорили о возможностях заключения соглашения.
Важной частью нового понимания с Россией могло бы стать соглашение по уровням наступательных вооружений. 23 мая 2000 г. Буш сказал, что хочет уменьшить количество ядерного оружия до ?уровней, необходимых для национальной обороны и выполнения обязательств перед союзниками?.
Сокращение стратегических боеголовок может проводиться в течение долгого периода, отчасти потому, что у россиян нет денег ни на проведение дорогостоящей ликвидации межконтинентальных баллистических ракет, ни на хранение оружейного урана и плутония с боеголовок.
По Договору СНВ-2 сокращение до 3000-3500 не должно было произойти до конца 2007 г. ?Мы уже демонтируем первые боеголовки МБР и сокращаем количество подводных лодок с баллистическими ракетами ?Трайдент? с 18 до 14, - сообщил представитель властей США, участвующий в ядерной программе. - Вопрос лишь в том, как быстро мы будем двигаться. Россияне будут работать гораздо медленнее?.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях