The Guardian | 2 ноября 2005 г.
Россия может достроить сталинскую "мертвую дорогу"
Ник Пейтон Уолш
Выставка, посвященная проекту, построенному на костях заключенных, открывается в Москве
Это был один из самых амбициозных проектов сталинской эпохи, получивший название "мертвой дороги". На протяжении четырех лет строительства ежедневно умирало не менее 10 человек, но в отличие от большинства грандиозных замыслов дядюшки Джо (так на Западе называли Сталина, по аналогии с выражением "дядюшка Сэм" по отношению к США. - Прим. ред.), этот проект не был доведен до конца, и сегодня по тундре тянется недостроенная дорога в никуда.
Однако сегодня чиновники думают о возобновлении работ на железной дороге, которая, по замыслу Сталина, должна была идти внутри Северного полярного круга, от сибирского города Салехард до порта Игарка. Работы были прекращены в 1953 году, вскоре после смерти диктатора, но сегодня выгодность этого проекта привлекает Москву.
Кремль, который считает свое глобальное влияние основанным на обилии природных ресурсов, может достроить дорогу, чтобы связать газовые месторождения и металлические рудники полярной Сибири с Европой. Сергей Иванов, заместитель директора огромной государственной железнодорожной компании, недавно заявил, что компания рассматривает возможность продлить дорогу до богатого никелем Норильска, который обеспечивает России 2% ВВП. Один из российских инженеров на прошлой неделе сообщил Guardian, что он получил указание вернуться к планам железной дороги, которые считаются технически идеальными.
На фоне возобновившегося интереса к проекту в московском Музее Сахарова открывается выставка в память о нем. Куратор выставки Людмила Веселовская заявила, что ее цель - показать, что труд заключенных являлся неотъемлемой частью советской экономики и часто был не таким "бессмысленным, как утверждают мифы о сталинской эпохе".
О решении начать работу над "проектами 503 и 501" было объявлено в январе 1949 года. Сталин хотел сделать более доступным Берингов пролив, который тогда открывал СССР кратчайший путь до нового противника, США. "Мы должны взять Север в свои руки", - как утверждают, заявил Сталин, добавив, что проблем с рабочей силой и ресурсами не будет.
В действительности строительство железной дороги протяженностью 750 миль началось уже в апреле 1947 года и шло в двух направлениях: проект 503 - на запад от Игарки, а проект 501 - на восток. "На пике активности, в 1951 году, на стройке работали 85 тыс. заключенных, - сказал исследователь из Салехарда Олег Приходько. - Климат был ужасный, с очень суровой зимой". Стены бараков, где жили заключенные, были "очень тонкими", и "трудно понять, как они выживали при температуре минус 50 градусов".
Веселовская отметила, что данные о точном количестве заключенных, умерших за время строительства 435 дорог, недоступны. В рапорте одного из управлений, датированном январем 1951 года, говорилось, что управление потеряло 1% заключенных. "За каждым управлением, - сказала она, - числилось от 30 тыс. до 50 тыс. заключенных. Из этого следует, что в месяц умирало не менее 300 человек".
Среди выживших был 79-летний Лазарь Шерешевский, арестованный в армии в 1944 году. Он входил в бригаду из 200 артистов, ездивших по строительным участкам и игравших оперы для заключенных. "Главными причинами смерти были несчастные случаи на производстве, инфекции и болезни", - сказал он, добавив, что главными убийцами были цинга и ссоры между уголовниками, которые охранники не пытались предотвратить.
"Главное было строить быстро и эффективно", - заявил он, добавив, что зимой работать было невозможно.
Работы на строительстве были ограничены шестью более теплыми месяцами года. "Работа была тяжелая, но самое большой проблемой были комары, мириады комаров, покрывавшие все", - сказал он. Он добавил, что во время полярного дня, когда 24 часа светло, "они ели нас круглые сутки".
Как надеется Веселовская, выставка объяснит молодому поколению, что важная часть российской истории исчезает. "Есть опасность, что вместе со стройками и лагерями мы потеряем часть исторической памяти", - сказала она.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях