Статьи по дате

The Washington Post | 2 ноября 2005 г.

Филиал для обслуживания растущего, но "умирающего" рынка

Крейг Уитлок

Швейцарская некоммерческая организация приходит в Германию, предлагая помощь в самоубийстве в течение одного дня

В тихом дворике на Идеен-стрит в Ганновере, рядом с автомастерской, швейцарская организация открыла в октябре офис, чтобы помогать немцам сводить счеты с жизнью.

Некоммерческая организация Dignitas, которая выступает за самоубийство с содействием, с 1998 года консультирует людей, желающих покончить с собой. Организация, главный офис которой находится в Цюрихе, помогает людям, желающим умереть (неизлечимо больным и старикам), использовать швейцарские законы о самоубийстве с содействием, самые либеральные в мире.

Dignitas занимается популяризацией своей деятельности за границей с момента ее основания, распространяя информацию через интернет и путем личных контактов. Теперь она продвинулась еще на шаг дальше, распространив свои физические операции за пределы Швейцарии, чтобы привлечь "членов", то есть людей, думающих о самоубийстве.

В октябре она открыла офис на первом этаже маленького жилого дома в Ганновере, городе с населением в 500 тыс. человек. Пять дней в неделю в комнате с окнами, закрытыми жалюзи, волонтеры принимают вопросы людей, интересующихся, как можно организовать собственную смерть.

Значительную долю членов Dignitas уже составляют жители Германии. По данным на октябрь, 253 немца, съездивших в Цюрих, приняли с помощью Dignitas в виде таблеток или инъекций смертельную дозу барбитуратов. Организация берет на себя правовую сторону дела и техническую поддержу, от получения лекарств до размещения тела. Если все идет гладко, член организации может умереть прямо в день приезда в Швейцарию.

Адвокат Людвиг Минелли, основатель Dignitas, заявил, что открытие офиса в Ганновере является реакцией на спрос на услуги организации. Но он добавил, что Dignitas ставит перед собой более масштабную задачу: заставить Германию, самою многонаселенную страну Европы, уступить требованиям общественности и легализовать самоубийство при содействии.

"Мы должны разрушить табу на обсуждение самоубийства, - заявил Минелли в телефонном интервью. - В целях эффективности надо иметь возможность предложить самоубийство с содействием, когда это является наилучшим решением. Мы вытащили проблему на свет и положили на стол".

Опросы общественного мнения в Германии, где каждый четвертый житель старше 60 лет, показывают, что огромное большинство выступает за самоубийство при содействии. Но предложения изменить законодательство неизбежно напоминают о мрачной истории страны при нацистах, которые возвели эвтаназию в ранг официальной политики и воспользовались ею для убийства 275 тыс. инвалидов.

"В такой стране, как Германия, с ее непростой историей, это тяжелая ситуация, - заявила Элизабет Хайстер-Нойманн, министр юстиции Нижней Саксонии, где находится Ганновер. - Мы рассматриваем подобные организации как путь к смерти".

Хайстер-Нойманн сказала, что панирует предложить законопроект, запрещающий деятельность Dignitas и подобных ей организаций в Германии, если эта деятельность "приобретает характер бизнеса" и за помощь людям в самоубийстве взимается плата. Dignitas утверждает, что является некоммерческой организацией, но не рассказывает о финансовой стороне дела. По сообщениям родственников ее членов и СМИ, клиентам, приезжающим в Цюрих, выставляют счета на сумму от одной до трех тысяч долларов.

Религиозные организации осуждают Dignitas за то, что она делает смерть привлекательным вариантом для отчаявшихся людей.

"Эти люди нуждаются в лечении, - заявила Марго Кессманн, лютеранский епископ Ганновера. - Они нуждаются в новых возможностях, чтобы жить. Но им предлагают выбрать кратчайший путь, а не слушать людей, которые любят их и заботятся о них. С моей точки зрения, это не смерть с достоинством. Это очень печально".

Присутствие Dignitas в Германии вызвало негативную реакцию медицинских ассоциаций и руководителей хосписов, которые утверждают, что организация переходит этические и нравственные границы, активно побуждая людей думать о самоубийстве, даже если болезнь излечима. Некоторые швейцарские чиновники тоже выразили недовольство планами Dignitas и опасения, что их страна становится притягательной для "туризма смерти".

Но пока Dignitas не собирается отступать. Она раздумывает об открытии филиала в Британии, на долю которой приходится около 20% клиентов организации.

Сторонники Dignitas в Ганновере говорят, что после открытия филиала потенциальные члены осаждают их звонками. Уве Кристиан Арнольд, уролог на пенсии и вице-президент филиала Dignitas в Германии, сказал, что организации, возможно, придется найти более просторное помещение и увеличить штат. "Спрос растет очень быстро, - заявил он. - Мы не были к этому готовы".

По словам Арнольда, немецкие врачи недовольны тем, что не могут облегчить страдания пациентов, обреченных на смерть. Закон обязывает немецких врачей вмешиваться, когда пациент пытается совершить самоубийство или ускорить смерть, включая случаи, когда человек неизлечимо болен и доживает последние дни.

"В нашей стране мы, врачи, беспомощны, мы не имеем права делать то, что можно интерпретировать" как попытку ускорить смерть, отметил Арнольд.

Однако, добавил он, многие врачи игнорируют закон и рассказывают пациентам, как взять ситуацию в свои руки, например смешав прописанные лекарства до фатальной дозы. "Все мы это делаем, - сказал он, - потому что мы хорошие врачи. Все мы немножко преступники".

В Швейцарии самоубийство при содействии разрешено с 1942 года, но на протяжении десятилетий это почти не привлекало внимания за ее границами. Ситуация изменилась семь лет назад, когда появилась Dignitas, которая начала разъяснять законы страны иностранцам.

Самоубийство при содействии является законным и в Нидерландах, но там условия жестче. Два врача должны подтвердить, что состояние пациента "невыносимо". В Нидерландах и Бельгии разрешена также добровольная эвтаназия: врачам, а не пациентам, позволено вводить смертельную дозу препаратов людям, страдающим неизлечимыми заболеваниями.

В США самоубийство при содействии легализовано только в Орегоне: врачи имеют право выписывать необходимые препараты неизлечимым больным, которым осталось жить менее шести месяцев.

В Швейцарии требования гораздо мягче. Пациенту нужно лишь один раз обратиться к врачу, чтобы получить разрешение, которое дают, если признают, что он дееспособен, принял решение без постороннего давления и рассмотрел все другие возможности, включая жизнь в хосписе.

Dignitas утверждает, что знакомится с историями болезней клиентов, их наследственностью и семейными обстоятельствами. По словам Минелли, он лично отговорил многих людей от самоубийства, когда они приезжали в Швейцарию, если выяснялось, что у них обычная депрессия.

По словам Минелли, 70% членов Dignitas, получив разрешение, так и не приехали в Цюрих. Многие, пояснил он, просто хотят твердо знать, что у них есть возможность совершить самоубийство, если жизнь станет невыносимой.

"Они знают, что аварийный выход открыт, - сказал он. - Они знают, что в любой момент могут позвонить нам и назначить встречу. Это снимает с них огромное напряжение".

Некоторые союзники Dignitas в дебатах испытывают неловкость, говоря о чрезмерно деловом подходе организации. Юрген Хайсе, член правления Немецкого общества за смерть с достоинством, сказал, что его организация, начитывающая 35 тыс. членов, выступает за самоубийство при содействии и добровольную эвтаназию, но выразил обеспокоенность, что деятельность таких организаций, как Dignitas, практически не контролируется.

Он добавил, что его тревожит и то, что агрессивное поведение Dignitas может спровоцировать негативную реакцию со стороны немецких политиков и общества. "Боюсь, что первая реакция пошла в нежелательном для нас направлении".

На другом краю Ганновера, в живописном месте, находится хоспис "Луиза" с освещенными свечами комнатами для восьми неизлечимо больных пациентов. Его директор Курт Блифенрнихт сказал, что в последние недели ему непрерывно звонят люди, пытающиеся связаться с Dignitas.

Блифенрнихт отказывается давать им номер телефона, поскольку является противником самоубийства при содействии, которое он называет "на редкость дешевым" выходом. Он пытается рассказывать звонящим о хосписе и других альтернативах. Часто людей заставляет думать о самоубийстве страх или незнание, заявил он.

"Это показывает, что в Германии существует реальная проблема, - сказал он. - Мы забыли, как вести себя со смертью и умирающими. Мы разучились об этом говорить".

Источник: The Washington Post


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru