Financial Times Deutschland | 2 ноября 2007 г.
Россия - так идет бизнес
Редакция
Неволей иль волей, а будет по-моему - похоже, это и есть бизнес по-русски
Lufthansa стала жертвой своеобразной имиджевой кампании. Она не приняла предложение перенести свой азиатский центр логистики из Казахстана в Россию. Теперь Москва на пустом месте возводит барьеры, которые вынуждают немцев искать дорогостоящие запасные пути. Наверное, это чистая случайность - которую разумный менеджер быстро мог бы снова изменить к лучшему.
То, что бизнес в России - это жесткая борьба, ни для кого не новость: кто пытается свернуть с проторенной дорожки, вынужден рассчитывать на неприятности. После ударов по Shell или ВР, которые вложили миллиарды в разработку нефтегазовых месторождений, к этому выводу пришли как средние предприятия, так и транснациональные концерны. Теперь очередь дошла до немецкой Lufthansa.
Это дело снова показывает, что в случае вмешательства российского государства правовые гарантии для иностранных фирм ни в коем случае не возрастают. Председатель совета директоров "Аэрофлота", авиакомпании, в чью кассу поступает часть сборов, выплачиваемых за право пролета над российской территорией, - это бывший коллега президента Владимира Путина по КГБ, а сегодня - высокопоставленный кремлевский чиновник.
Это вовсе не означает, что в данном конкретном случае против Lufthansa на самом верху плетутся интриги. Однако подчеркивает, что против грубых методов никакой защиты не существует.
Для долгосрочных экономических отношений между Россией и Западом это серьезное отягчающее обстоятельство. Как и для интересов России, желающей войти в западные фирмы. Предложения, от которых нельзя отказываться, в этой стране обычно являются более чем сомнительными.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях