Frankfurter Rundschau | 2 октября 2008 г.
Медведев правит, как того хочет Путин
Флориан Хассель
То было критическим моментом в переговорах между Россией и ЕС. Когда президент Дмитрий Медведев и президент Франции Николя Саркози совещались 12 августа по поводу окончания кавказской войны, переговоры сдвинулись с места только после телефонного звонка премьера Владимира Путина Медведеву, рассказывали впоследствии члены французской делегации. "Настоящая власть в России по-прежнему остается у Путина", - говорит Владимир Прибыловский, президент Информационно-исследовательского центра "Панорама".
Так считают не только эксперты. Результаты опроса, проведенного независимым институтом общественного мнения, Левада-центром, показали: только 16% из 1600 опрошенных верят, что реальная власть в руках у президента Медведева. 28% считают, что она продолжает принадлежать Путину; 48% полагают, что власть поделена между президентом и премьером. Простые граждане России регулярно имеют возможность увидеть, за кем в стране последнее слово. Например, по понедельникам.
Будучи президентом, Путин поучал в Кремле все правительство. Министры, включая премьера, вскакивали как школьники, когда Путин входил в зал - демонстрация власти, которая каждую неделю транслировалась по российскому телевидению. С переездом Путина в Белый дом, резиденцию главы правительства, заседанием правительства по понедельникам руководит уже не президент, а премьер.
Путин также отдал распоряжение подкрепить перенос власти из Кремля в Белый дом соответствующим законом. Новый председатель правительства позаботился о том, чтобы силовые министры (МИД, МВД, Минобороны и ФСБ), подчинявшиеся раньше исключительно президенту, отчитывались не только перед Медведевым, но и перед Путиным. Как председатель "Единой Россия", партии большинства, премьер также контролирует обе палаты парламента.
Первым среди российских премьер-министров Владимир Путин создал собственную пресс-службу и дал команду публиковать в интернете все свои выступления, каждую речь. Таким образом Путин сохраняет свой политический вес также в глазах общественности. Согласно опросу Левада-центра от 10 сентября, только 14% россиян выбрали бы президентом Медведева - против 33%, которые проголосовали бы за Путина. В последнем докладе Московского центра Карнеги говорится, что после восьми лет правления Путина созданная им система "не обеспечивает в России честные и справедливые выборы".
Российское общество ждет "оттепели", говорит также видный член Центра Карнеги, профессор экономики Александр Аузан, имея при этом в виду политическую либерализацию после смерти советского диктатора Иосифа Сталина. Однако последние иллюзии исчезли вместе с войной в Грузии. Первые комментарии после начала войны давал не Медведев, а Путин. Не Медведев отверг требование о перемирии, исходившее от президента США Джорджа Буша и президента Франции Николя Саркози, а Путин.
Не Медведев, который в те дни был на Волге, а Путин полетел в российский прифронтовой Владикавказ. Путин принимал беженцев и военные решения. Путин первым заговорил о так называемом геноциде в Южной Осетии.
Исключительная ответственность президента за внешнюю политику тоже зафиксирована на бумаге. Однако 12 июля Кремль опубликовал "Внешнеполитическую программу Российской Федерации". Там записано, что наряду с президентом "меры по реализации внешней политики страны" осуществляет также правительство.
До сих пор за заявлениями Медведева - о независимости судей или против коррупции - конкретных шагов не следовало. При этом политика перераспределения в экономике, начатая под патронатом Путина, продолжается, и не только там, где речь идет о громких названиях вроде российско-британского нефтяного концерна ТНК-ВР.
Аналитик Георгий Бовт всегда считал надежды на либерализацию политики при Медведеве иллюзорными. "Медведев никогда не был либералом, а оставался человеком системы, который причастен ко всем решениям Путина. Если бы во взглядах Медведева что-то противоречило представлениям Путина, то Путин никогда не выбрал бы его президентом".
Однако даже притом, что взгляды Медведева целиком и полностью совпадают с путинскими, на случай Путин никогда не полагается. Уже имеется очередной законопроект, который должен укрепить власть Путина институционально. Начиная с января 2009 года в национальный Совет безопасности будет входить всего шесть постоянных членов вместо нынешних 11: кроме президента ими станут премьер-министр, главы обеих палат парламента, уполномоченный по правам человека и секретарь основанной Путиным Общественной палаты.
Законопроектом предусмотрено, что помимо прочего Совет безопасности будет отвечать также за кадровую политику и в целях обеспечения безопасности осуществлять проверку кандидатов на высокие посты. До сих пор подобные решения принимались исключительно начальником кремлевского отдела кадров и президентом.
Свое влияние Путин продолжает расширять и в российской провинции. На четверг у него намечена встреча с региональными лидерами "Единой России". В будущем партия должна стать "арбитром в конфликтах региональных элит", писала ежедневная газета "Ведомости".
Напротив, президент Медведев - это не тема для "Единой России". "Пока что отсутствуют любые признаки того, что Медведев собирается бороться за власть, - говорит Прибыловский из центра "Панорама". - Возможно, Медведев удовлетворен своим титулом, хотя он играет лишь вторую скрипку - так же, как советский президент Михаил Калинин при Ленине и Сталине".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях