The Times | 2 сентября 2008 г.
Разделяй и наживайся: Россия эксплуатирует вялые решения саммита ЕС по Грузии
Бронуэн Мэддокс
Вчера государства-члены ЕС договорились оказать Грузии помощь в одной из тех сфер, которые наиболее важны для этой страны: послать туда сотни наблюдателей, которые будут проверять, как Россия выполняет условия соглашения о гипотетическом прекращении огня в зоне вокруг двух спорных провинций.
В остальном, как и ожидалось, саммит прошел вяло. В этом проявилась неспособность ЕС привести к единому знаменателю две противоположных позиции - мнение Германии, убеждающей всех не провоцировать Россию, и воззрения Великобритании. В итоге (наконец-то) Евросоюз постановил, что помощь следует расширить.
Если у этого бегства в амбивалентность есть какая-то положительная сторона, то она состоит в следующем: именно на такие темы в ЕС и стоит спорить (они важнее, и они мобилизуют лучше, чем стычки вокруг конституции Евросоюза). Мирное вхождение в ЕС десяти бывших стран советского блока за недолгий 17-летний период после распада СССР - феномен поразительный. Неудивительно, что при кончине СССР появились "рваные края": страны, где нет единого мнения по вопросу единения с Западом; это мы сейчас и наблюдаем наряду с недовольством России, скорбящей по утраченной империи.
Вот почему Евросоюзу необходимо иметь определенные взгляды на свой подход к контактам с Россией. Как дорого обходятся попытки угодить и нашим, и вашим, стало ясно после апрельского саммита НАТО в Бухаресте. Клятвенное обещание, которое альянс дал Грузии и Украине, - что когда-нибудь они определенно станут членами НАТО, но сейчас не могут приступить к реальному процессу устранения помех на пути к вступлению, - дало России понять, что НАТО не готово брать на себя истинные обязательства.
Британские министры уверяют, что бухарестское обещание было, в сущности, лучшим вариантом, чем разрешение начать переговоры о вступлении, но эта идея нелепа. Официальные лица Грузии, со своей стороны, утверждают, что это громкое, но пустопорожнее обещание открыло России "зеленую улицу" для действий, которые она вслед за этим совершила. Их аргумент верен.
Ценность вчерашнего саммита в том, что на нем было заключено соглашение о наблюдателях. Но даже в этом шаге проявилась определенная слабость: ЕС не уточнил, что станет делать, если Россия будет противиться (а российский МИД уже не преминул заявить, что у наблюдателей должна быть единственная задача - препятствовать боевым действиям грузинской стороны). Россия также в намеренно провокативных выражениях призвала объявить эмбарго на продажу оружия Грузии до тех пор, пока президент Саакашвили не будет отстранен от занимаемой должности.
В остальном - хотя ЕС действительно следует выбирать самый компромиссный вариант, когда решаются столь важные вопросы, касающиеся его собственной идентичности, - предложения были гротесково-слабыми. "Союз будет и далее проявлять бдительность", - было сказано в одной из версий документов, представленных вчера. Там же уточнялось, что пересмотр "возможно, повлечет за собой принятие решений о продолжении дискуссий о будущем отношений между Евросоюзом и Россией в различных областях".
ЕС также предостерег Россию, что ей следует не нарушать условия соглашения о прекращении огня, заключенного при посредничестве президента Франции Саркози, иначе последует кара (но какая именно, не уточняется).
Вчерашний шум и гам в Брюсселе - 27 стран, каждая сама по себе, пытались выразить свое мнение - не должен отвлекать внимания от того факта, что Германии (да и Италии) особенно необходимо обосновать свои протесты против усиленного давления на Москву, уверив, что это не только их желание уберечь выгодные торговые связи.
Канцлер Германии Ангела Меркель в Бухаресте единолично заблокировала расширение НАТО (правда, сейчас Меркель, по-видимому, проводит более жесткую линию по отношению к России, чем германский министр иностранных дел).
Великобритания не сразу вмешалась в происходящее, но теперь, наряду со странами Балтии, сделалась одним из самых ярых поборников стараний вступиться за Грузию. Эти страны призывают приостановить заключение нового соглашения о партнерстве между ЕС и Россией в областях торговли, энергетики и прав человека (ближайший раунд переговоров на тему этого документа должен начаться 15 сентября).
И все же британские министры и официальные лица, по-видимому, отходят от идеи незамедлительного начала переговоров о членстве в НАТО Грузии и Украины, если те пожелают к таким переговорам приступить.
Поведение России демонстрирует: она знает, как выгодно воспользоваться нерешительностью других.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях