The New York Times | 3 февраля 2006 г.
Женщины, тайное оружие "Хамаса", получают голоса избирателей и новую роль
Иан Фишер
"Хамас" знают и боятся из-за мужчин - с оружием в руках или в поясе смертника. Но в борьбе за победу на парламентских выборах на прошлой неделе секретным оружием были женщины.
"Хамас" использовал женщин на уровне, новом для консервативного мусульманского общества в секторе Газа, посылая их на дом к избирателям со списками и на избирательные участки.
Сегодня "Хамас", неожиданно получивший контроль над палестинской политикой, может похвастаться тем, что женщины займут шесть из 74 мест, доставшихся партии в парламенте, что дает женщинам из радикальной группировки, во всем руководствующейся своим пониманием ислама, новую и непривычную роль в обществе.
"Мы будем руководить заводами, мы будем руководить фермерами, - заявила 48-летняя Джамила аль Шанти, профессор Исламского университета, получившая место в парламенте. - Мы развернемся в обществе. Мы покажем людям во всем мире, что об отношении ислама к женщинам мало знают".
Если Шанти не ошибается в своих прогнозах, роль женщин, конечно, будет не такой, как в светских западных обществах. Модель будет исламской: женщины в "Хамасе" покрывают головы шарфами и соблюдают строгие правила сегрегации от мужчин.
Одной из их ролевых моделей является женщина, вызывающая серьезное беспокойство как в Израиле, так и во внешнем мире.
Это Мариам Фархат, мать трех сторонников "Хамаса", убитых израильтянами. В домашнем архиве есть видеокассета, на которой она прощается с сыновьями перед штурмом израильского поселения, где они убили пять человек перед тем, как были застрелены. Впоследствии она публично заявила, что хотела бы иметь 100 сыновей, чтобы принести их в жертву именно таким образом. Ее называют "матерью мучеников", в предвыборном видеоролике ее показывали с автоматом на плече.
Теперь она - член парламента от "Хамаса", избранная по партийному списку. В правилах выборов есть женские квоты для всех партий. На этой неделе в женском кампусе Исламского университета ее одолевали молодые образованные женщины, которые не видят противоречия между воинствующим исламом и современностью.
"Она - мать каждой семьи, каждого человека", - провозгласила 20-летняя студентка Реем эль Набрис, которая обнимала и целовала Фархат.
56-летняя Фархат, до сих пор не занимавшаяся политикой, заявила, что надеется, что заслуживает статуса ролевой модели. Но она сказала, что ее роль - не единственно возможная для женщин "Хамаса".
"Можно принести в жертву не только сыновей, - заявила она после митинга в честь победы "Хамаса". - Бывают разные жертвы - деньги, образование. Каждый должен приносить жертвы в соответствии со своими возможностями".
Исламский университет, оазис порядка в хаосе Газы, как и любое место, является ареной столкновения имиджей "Хамаса", касающихся поддерживающих его женщин. Оплот "Хамаса", хотя там есть не только его сторонники, университет разделен надвое по признаку пола, и странное чувство вызывает переход из коридора, где в толпе нет ни одного женского лица, в другой, где находятся исключительно женщины, все с покрытыми головами, а некоторые в никабе, закрывающем их целиком. В день митинга некоторые надели поверх платков зеленые бейсболки "Хамаса".
Однако "Хамас" побуждает женщин получать образование, а иногда платит за него. Сабрин аль Барави, 21-летняя студентка химического факультета, сказала, что выросла с женскими программами "Хамаса": социальные группы, курсы лидеров, уроки Корана.
"Это не только религия, - сказала 21-летняя Ахлан Шамели, изучающая компьютеры. - Это интернет, компьютеры. До "Хамаса" женщины не разбирались в политической ситуации, - добавила она. - Но "Хамас" показал и объяснил, что происходит. Женщины стали намного больше понимать".
На протяжении почти двух десятилетий высшие посты в руководстве "Хамаса" кажутся забронированными для мужчин. Но сторонники движения и другие специалисты говорят о том, что оно пользуется сильной поддержкой среди женщин. Исследования и результаты муниципальных выборов показывают, что среди женщин поддержка "Хамаса" больше, чем среди мужчин.
Если мужчины играют заметную роль в борьбе с Израилем, то социальные программы "Хамаса" привлекают на его сторону женщин. "Хамас" предлагает программы помощи вдовам террористов-смертников и беднякам, клиники, детские сады и ясли, а также косметические салоны и спортзалы только для женщин.
Женщины водят детей к врачу, сказал Мхаймар Абусада, профессор политологии Университета Аль Азхара в Газе, они водят детей в школу. Во время выборов "Хамас" мобилизовал этих женщин, превратив их в низовых агитаторов.
"Это примечательное явление в секторе Газа, - сказал он. - В палестинском обществе не принято, чтобы женщины уходили из дома и вели агитацию на улицах. Это новый феномен, особенно для "Хамаса"".
Реем Абу Асра, которая руководит женским направлением в молодежном крыле "Фатха", сказала, что ее партия, похоже, не поняла степень мобилизованности женщин "Хамаса". По ее словам, "Фатх" считал, что получит голоса женщин, так как является более светской партией и во многих отношениях борцом за права женщин в арабском мире.
"Фатх" считал, что женские голоса ему гарантированы, и это одна из причин, по которой он проиграл", - сказала она.
Теперь вопрос в том, какую роль будут играть женщины "Хамаса" и как это будет выражено в терминах ислама.
Наима Шейх Али, член парламента от "Фатха" и глава женской организации в Газе, сказала, что жесткая трактовка ислама "Хамасом" станет препятствием к реальному участию женщин. Например, по канонам ислама женщины не могут быть судьями, отметила она, добавив, что сегрегация сохранится и женщины останутся на обочине.
"Да, они уважают женщин, но по-своему, - сказала она. - Это уважение зиждется на религиозном фундаментализме. С точки зрения женского движения это отбрасывает нас на несколько шагов назад".
Шанти, одна из новых депутатов от "Хамаса", говорит о другом. Она заявила, что женщины, особенно жены лидеров "Хамаса", давно играют важную роль в руководстве организации, хотя об этом не говорят публично, чтобы защитить их.
"Любое решение, принимаемое "Хамасом", передают нам, и не после принятия решения, а до него", - заявила она.
Мерой участия женщин можно считать их роль в решении проблем палестинцев, и не только социальных вопросов, касающихся женщин, семьи и детей.
В интервью новый член парламента Муна Мансур, 44-летняя учительница физики и вдова убитого лидера "Хамаса" Джамаля Мансура, говорила о важнейших проблемах. Мирный процесс с Израилем, заявила она, мертв. Палестинское государство должно быть, но не за счет Иерусалима или прав палестинских беженцев, которым в результате предыдущих переговоров запретили переселяться на нынешнюю территорию Израиля.
"Хамас", сказала она, должен восстановить экономику, избавиться от бедности и безработицы и до тех пор поддерживать прекращение огня с Израилем.
Но она высказалась в поддержку решения молодого человека из Наблуса стать смертником. "Почему не сформулировать вопрос иначе? Стал бы он взрывать себя, если бы не жил в таких тяжелых условиях? Что приводит человека к такому решению? Люди делают это из-за гнева и несправедливости, они борются за жизнь своего народа, принося в жертву собственную жизнь".
Но есть и сомнения в том, что означает для женщин победа "Хамаса". Студентка Исламского университета сказала, что "Хамас" сулит неизвестность таким женщинам, как она.
"Многие палестинцы любят "Хамас" и желали ему победы, - добавила 19-летняя Рула Заанин. - Но мы не знаем, что нас ждет".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях