Asahi | 3 апреля 2003 г.
Жизнь в неопределенности. Я ? Лара, китаянка из Иокогамы
Масато Таинака
По официальным документам, Чэнь Тяньши (по-японски ? Тин Тэндзи) не имеет гражданства. Но вопросов о гражданстве в китайском квартале Иокогамы, где она росла и воспитывалась, никто никогда не задавал.
Когда Лара (так звучит ее христианское имя, образованное от "Клара") училась в школе, ее авторитет среди одноклассников во многом напоминал авторитет Брюса Ли. То мастерство, с которым Лара владела приемами боевых искусств, вызывало восхищение и зависть у всех мальчишек школы. Кроме того, она была лучшей ученицей класса по всем предметам. В школе ей не было равных.
Семья Лары держала ресторан китайской кухни под названием "Като-хантэн". У родителей Лары было восемь детей, и она была самой младшей. Каждый день она мчалась домой от школы на роликовых коньках и сразу же начинала помогать родителям обслуживать посетителей ресторана. Красивая и подвижная девочка, она была любимицей японских клиентов.
"Я не думала о том, что у меня нет гражданства, пока не поехала за рубеж со школьной волейбольной командой, - рассказывает Лара, - тогда я впервые узнала, что в моих личных документах в графе "национальность" сделана приписка: "гражданства не имеет".
"Я даже понятия не имела, что это означает, - продолжает она - Я только знала, что я китаянка, как и мои родители".
Чэнь Фупо (или Тин Фукуха по-японски), 80-летний отец Лары, приехал в Японию учиться из Tайваня в 1955 году. Вскоре он стал генеральным секретарем местной Ассоциации китайцев, проживающих за рубежом, а затем открыл свой ресторан. В 1972 году Япония разорвала дипломатические отношения с Tайванем (Республикой Китаем) для того, чтобы улучшить отношения с континентальным Китаем (Китайской Народной Республикой). Перед гражданами Тайваня встал вопрос о выборе гражданства: они могли стать гражданами либо Японии, либо КНР. "Моя семья попросила предоставить ей японское гражданство, но получила отказ", - рассказывает Лара. В то время она уже заканчивала среднюю школу.
Когда Лара вернулась из поездки, отец попробовал объяснить ей ситуацию. Отцу казалось, что статус человека без гражданства ничем не хуже, чем статус тех, кто гражданство имеет.
Лара выслушала отца, но с его доводами не согласилась. Тогда иностранцы в возрасте 16 лет и старше были обязаны иметь при себе регистрационную карточку всякий раз, когда они выходили на улицу. В карточке Лары была сделана запись "гражданства не имеет".
"Отсутствие гражданства становится серьезной проблемой для человека, когда он выезжает из страну, не говоря уже о психологическом воздействии", - подчеркивает Лара.
Даже во время путешествия по родной земле своего отца, Ларе необходимо было получать в дополнение к паспорту особую визу, которую установили власти Тайваня для своих граждан, проживающих в Японии. Первая поездка на родину не состоялась: о необходимости иметь особую визу Лара узнала только в аэропорту Тайбэя, куда она прилетела вместе с родителями. Родителей прошли паспортный контроль, а девушка была вынуждена одна вернуться в Японию.
Через несколько лет, уже закончив университет, Лара вновь столкнулась с проблемой гражданства. Но теперь уже во время поисков работы. "Крупные корпорации, как правило, не хотели принимать к себе на работу людей, не имеющих гражданства", - вспоминает Лара.
Четыре года Лара училась за границей: год в Гонконгском университете и три года в Гарварде (США). И когда она встречалась с китайцами, особенно с теми, кто постоянно живет за рубежом, она задавала им один и тот же вопрос: "Что значит быть этническим китайцем?"
Но когда собеседники, в свою очередь, просили ее саму ответить на этот вопрос, она не знала, что сказать.
Она решила найти такую работу, которая бы раздвигала национальные границы, и остановила свой выбор на Организации Объединенных Наций. Но разочарование наступило очень быстро.
"Прежде всего вам следует получить гражданство", - сказал чиновник, проводивший с Ларой собеседование.
Она чувствовала себя одинокой и изолированной от всех. "Кто же я такая?" ? постоянно спрашивала она себя.
В 1999 году, когда Лара ненадолго вернулась в Японию навестить родителей, она стала узнавать о том, как получить японское гражданство. В министерстве юстиции ей сообщили, что это возможно, но тогда она не должна покидать страну в течение пяти лет.
Лара вспоминает, как однажды она любовалась радугой, стоя на мосту недалеко от Гарвардского университета, и размышляла о своей судьбе. "Быть просто человеком значительно важнее, чем принадлежать к какой-либо национальности, или иметь какое-либо гражданство", - решила Лара.
"Делать акцент на национальности столь же бессмысленно, как останавливаться только на одном из семи цветов радуги. Национальность является важным фактором, объединяющим людей, но далеко не единственным", - заключает она.
Но мысли об истинном предназначении человека не покидали Лару и со временем эти размышления стали основой ее докторской диссертации. Тоскуя по родному дому в Иокогаме, в 2001 году Лара начала думать о возвращении.
"Дома я могу сделать кое-что полезное. Ведь я выросла и сформировалась в межгосударственном пространстве", - с уверенностью говорит Лара.
Вернувшись в Японию, Лара занялась исследованием проблем китайской диаспоры в Японском центре содействию науке и в Токийском университете. Наряду с этим она готовит курс лекций, который намеревается прочитать ученикам средней школы китайской диаспоры в Иокогаме.
Когда она войдет в класс, она скажет: "Я - Лара, китаянка из Иокогамы".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях