Frankfurter Rundschau | 3 апреля 2006 г.
Случайное стечение обстоятельств?
Карл Гробе
За беспорядками в Грузии не обязательно видеть руку Москвы. Однако можно с уверенностью сказать: если президент Михаил Саакашвили окажется в тупике, российское правительство испытает нечто большее, чем тайное удовлетворение.
У России есть несколько средств давления. Первое - это Южная Осетия. Регион, до которого рукой подать из Тбилиси, с 1992 года всеми доступными средствами уклоняется от грузинского влияния. Лидер Южной Осетии Эдуард Кокойты, поддерживающий сепаратизм, неделю назад встречался с руководством Северной Осетии; граничащая с Чечней республика входит в состав России. Стороны достигли вполне невинной договоренности о кавказском тоннеле, имеющем целью надежнее связать два региона. Не столь невинным кажется желание воссоединения, пикантно приправленное высказыванием российского премьера Михаила Фрадкова о том, что в принципе объединенная республика должна войти в состав России. В Кремле вообще считают грузинские границы не столь нерушимыми, как собственные рубежи на том же Кавказе.
Еще один способ давления - это энергоносители. Россия поставляет газ и нефть, Грузия их оплачивает; однако, когда в середине зимы на трубопроводе произошел взрыв, в Тбилиси за этим увидели политические происки. И наконец, превосходное грузинское вино. На долю России приходится 90% экспорта, однако сейчас она угрожает отказаться от закупки вина. Случайное стечение обстоятельств?
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях