The Guardian | 3 апреля 2007 г.
Коньяк русифицируется
Майкл Стритер
Сначала были дорогие городские особняки, потом - футбольные клубы. Теперь русские рубли, вывозимые в Западную Европу, вкладываются в рынок коньяка.
Фирмы из Москвы и других российских регионов, производящие или продающие алкоголь, потихоньку скупают виноградники, коньячные заводы и запасы спирта в красивейшем уголке юго-западной Франции, где делают этот знаменитый напиток.
Застрельщиком выступил крупный производитель вина, водки и алкогольных напитков "КиН", приобретший 20 гектаров первоклассных виноградников, завод и запасы коньячного спирта. Теперь "Кин" имеет офис в Тузаке неподалеку от города Коньяк и в текущем году выпускает на рынок свой собственный бренд "Domaine des Broix".
В прошлом году производитель вина и алкогольных напитков "МВЗ" выкупил в Боннейле у владельцев-норвежцев марку "Jenssen". Помимо производства коньяка, новые хозяева собираются создать, по их собственному определению, "элитарный курорт для энофилов", где будут принимать туристов и проводить деловые семинары.
Последний на данный момент живой памятник истории французского виноделия, перешедший в руки русских, - это почтенный коньячный дом "Croizet-Eymard", основанный в 1805 году. Ему принадлежат 59 гектаров первоклассных виноградников в самом центре престижного района Гран-Шампань. Новый владелец - "Русский винный трест", прежде уже купивший 22 гектара виноградника Л'Ажассон по соседству.
В игру вступают даже частные лица - есть сведения, что один из ведущих российских рестораторов приобрел несколько акров "коньячных" лоз не глядя, даже ни разу не побывав в этом регионе.
А цены, как и следовало предполагать, бешеные. В лучших районах - таких, как Гран-Шампань и Пти-Шампань - виноградники продаются по 20-25 тысяч евро за гектар.
Но русские видят, что выгода таких вложений очевидна. Производство коньяка во всем мире процветает, объемы экспорта в Россию резко возрастают: за два года они увеличились на 40%, а за семь лет - на астрономические 600%. Россия, импортирующая 4,8 млн бутылок в год, поднялась на 6-е место среди экспортных рынков для этого напитка. Очевидно, российским фирмам тоже хочется что-то с этого иметь.
Сравните этот факт с результатами недавнего исследования фирмы Euromonitor: оказывается, с 2000 года объемы продаж водки, традиционно популярной в России, снизились на 15% - потребители начинают отдавать предпочтение более "возвышенным" напиткам. Отсюда неудивительно, почему российским компаниям так приглянулся изысканный коньяк.
Французы, однако, относятся к происходящему недоверчиво. Хотя русские рубли заманчивы, некоторые из местных бизнесменов опасаются пасть жертвами манипуляций. "Коньяк" - такой же охраняемый законом бренд, как "шампанское", но в России некоторые фирмы бодро указывают "Коньяк" на этикетках своей продукции, которая, по французским меркам, представляет собой низкопробный бренди. Эта практика - не противоречащая современному российскому законодательству - вызывает массу нареканий среди французских производителей коньяка.
Теперь последние беспокоятся, что некие беспринципные российские фирмы - не те, которые упомянуты в данной статье - могут воспользоваться своим правом собственности на законное сырье для коньяка, чтобы под этим флагом продавать все тот же дешевый бренди.
"Есть опасность, что это лишь дымовая завеса для торговли бренди", - признает Ален Филипп, директор местной ассоциации "Национальное межпрофессиональное бюро коньяка" (Bureau National Interprofessionnel du Cognac, BNIC).
Однако он тут же торопится подчеркнуть, что местные жители в принципе не возражают против того, чтобы русские владели здесь виноградниками и винными заводами.
"Если они инвестируют здесь деньги, чтобы стать нашими партнерами и помочь нам изменить российское законодательство, это будет прекрасно", - говорит он, а затем добавляет, что на переговорах компания "КиН" отметила, что стремится стать "конструктивным партнером".
В любом случае, местный менеджер "КиН" Армен Эганьян, отвечающий за марку "Domaine des Broix", сказал в недавнем интервью, что российским фирмам все равно придется уважать святость бренда "Коньяк", как только Россия вступит во Всемирную торговую организацию, что ожидается в самом скором времени. "Все игроки на этом рынке должны будут подчиниться международным нормам, добровольно или поневоле", - подчеркнул он.
Наплыв русских уже отразился на жизни региона. Тьерри Верра, прославленный шеф-повар удостоенного звезды "Мишлена" ресторана La Ribaudière, который находится в Бург-Шаранте неподалеку от Коньяка, сказал нашему корреспонденту: "В последние годы мы все чаще видим среди наших посетителей русских. Им особенно нравятся наши блюда, приготовленные на основе коньяка - они работают в этой отрасли и способны ценить этот напиток".
Другие русские скупают здесь и недвижимость. О том, как изменился за последние годы баланс покупательной способности разных наций мира, ясно свидетельствует следующий факт: великолепный замок XVI века Montchaude под Барбезье, совсем рядом с Коньяком, был куплен российским бизнесменом, чье имя не разглашается, за 8,5 млн евро у прежнего владельца - Его Королевского Высочества Фахада бин Махмуда аль Саида, заместителя премьер-министра Омана.
Между тем во Франции не все встречают российских покупателей с распростертыми объятиями. Когда запущенный, но все же потрясающе красивый замок в Шале на юге Шаранты недавно был выставлен на продажу, некий русский бизнесмен предложил за него 2,5 миллиона евро наличными - гораздо больше, чем за него просили - но авторитетные местные землевладельцы дали ему от ворот поворот.
"Мы не сочли это предложение серьезным", - поясняет мэр города Жан-Клод Деланнуа.
А в некоторых районах юга Франции - популярного среди богатых россиян еще с начала 90-х годов XX века - русские вынуждены арендовать жилье, поскольку недвижимость им не продают. Некоторые местные юристы ("нотариусы"), судя по всему, обеспокоены источниками доходов россиян и отказываются регистрировать сделки о купле-продаже домов. Ходят также неподтвержденные слухи, что некоторые банки по тем же причинам отказывают им в выдаче кредитов на приобретение недвижимости.
"Это большая жалость, поскольку 99% русских - это предприниматели, занимающиеся вполне законным бизнесом, - говорит один из агентов по продаже недвижимости. - Но нотариусы боятся, что часть денег получена от наркоторговли или другой деятельности так называемой "русской мафии" и что нотариусам, в свою очередь, придется нести за это ответственность по французским законам".
Другой агент уверяет, что русские во всем виноваты сами.
"Я больше не имею дела с русскими: они грубы и дурно воспитаны, - жалуется он. - Не соглашусь с ними работать даже за миллионы".
В Коньяке и окрестностях к русским относятся более терпимо. Для местных жителей это не первая волна наплыва иностранцев.
"Пятнадцать лет назад здесь появились японцы, - вспоминает Тьерри Верра. - Как знать, может быть, еще через десять лет мы с вами будем обсуждать китайцев".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях