Los Angeles Times | 3 апреля 2008 г.
Помириться с Владимиром
Роза Брукс
Российско-американские отношения, успешно начинавшиеся при Буше, испортились. Президенту необходимо привести их в порядок
Удастся ли спасти этот брак?
Когда Джордж Буш впервые встретился с российским президентом Владимиром Путиным в июне 2001 года, американский лидер c пафосом заявил, что "заглянул в глаза" Путину и "увидел его душу". Некоторое время Буш считал "Владимира" своим закадычным другом. При совместных появлениях на публике он красноречиво говорил о "войне с террором", а бывший агент КГБ понимающе улыбался улыбкой крокодила. Затем он возвращался на родину и использовал те же выражения, чтобы оправдать преследования российских диссидентов и меньшинств. Ожидалось, что это будут, как сказал Буш, "весьма конструктивные отношения".
Но этот брак, как и большинство браков по расчету, вскоре дал трещину. В 2003 году Путин отказался поддержать войну в Ираке, а к 2005 году его правительство начало отходить от демократических реформ. Беспомощный Буш остался не у дел и лишь сказал, что в частном порядке Владимир уверил его в своей приверженности демократии, а "когда он о чем-то говорит, он говорит всерьез".
Однако, даже несмотря на это, американо-российские отношения ухудшались. В 2006 году, когда Буш выразил надежду, что однажды Россия станет "похожа на Ирак, где существует свобода прессы и религии", Путин открыто высмеял его: "Нам очень не хотелось бы, чтобы у нас была такая же демократия, как в Ираке". В феврале 2007 года Путин заявил, что внешняя политика США "ничего общего не имеет с демократией". Скорее она представляет собой "почти ничем не сдерживаемое, гипертрофированное применение силы в международных делах", отметил президент. Летом 2007 года Путин пригрозил нацелить на Польшу ракеты, если США разместят там базу европейской системы противоракетной обороны.
Большая часть вины за испорченные отношения США и России лежит на администрации Буша. Несмотря на заявления о дружбе, США в целом обращались с Россией как с никому не нужно страной, готовой учиться, сидя у наших ног, и благодарить за крохи внимания, которое ей уделяют США.
Это оказалось дорогостоящей ошибкой. Быть может, Россия - коррумпированная, репрессивная и внутренне слабая страна, однако она все же обладает возможностями помочь или помешать решению задач США в Иране и Ираке, она способна дестабилизировать большую часть Центральной Европы и Центральной Азии. Не стоит забывать и о том, что в распоряжении России по-прежнему находится второй по величине в мире ядерный арсенал - вот только осмысленные переговоры по снижению ядерной угрозы фактически остановились.
США не могут позволить себе враждовать с Россией. Если Буш хочет спасти хоть что-то от ужасных последствий своего президентства, в это воскресенье в ходе визита в Россию ему необходимо создать более прочную базу для двусторонних отношений.
Это будет нелегко. Поездка Буша в Россию состоится сразу после саммита НАТО в Румынии, а на этой неделе американский лидер подчеркнул свое стремление приобщить Украину и Грузию к плану по подготовке к вступлению в НАТО. Он также подтвердил намерение разместить противоракетные базы в Польше и Чехии. Поскольку Россия считает оба этих шага враждебными, трудно рассчитывать, что Буш сможет добиться прогресса в ходе встречи с Путиным и его преемником Дмитрием Медведевым.
Однако "трудно" не значит "невозможно". К счастью для Буша, Франция и Германия, похоже, твердо намерены воспрепятствовать дальнейшей экспансии НАТО. Это позволит Бушу в ходе переговоров с Путиным отодвинуть указанный вопрос на задний план. В действительности прогресс практически наверняка будет зависеть от того, насколько упрямо поведет себя Буш в вопросе о противоракетной обороне.
В теории, система ПРО призвана защитить Европу от ракетного удара со стороны Ирана. Это сомнительное объяснение, ведь нет доказательств того, что у Ирана имеются возможность и желание запустить баллистические ракеты в сторону Европы. (К несчастью, так же мало доказательств того, что наши системы смогут перехватить летящие ракеты.)
Но в мире, который строится на фактах и прагматизме, а не на идеологии, Бушу следовало бы использовать визит в Россию, чтобы принять предложение, которое Путин сделал прошлым летом: начать диалог между Россией, Америкой и Европой о противоракетной системе. В рамках обсуждения предлагается обмен разведданными, технологическое сотрудничество и совместное управление противоракетными сооружениями - некоторые из них должны находиться в местах, предложенных Москвой. В результате мы получим согласие России и сохраним возможность создать по-настоящему работоспособную систему ПРО. А Россия вновь убедится, что в ее сторону не нацелены американские ракеты, - и лишится повода притеснять соседние страны.
Это не панацея, но при реальном стремлении обращаться с Россией как с партнером и придать новый импульс зашедшим в тупик переговорам по множеству ядерных вопросов данный шаг позволит изменить сложившуюся атмосферу. В долгосрочной перспективе появится возможность вести с Россией продуктивный диалог по важнейшим вопросам - начиная от ядерного нераспространения и заканчивая климатическими изменениями или здравоохранением.
В среду в Румынии журналист задал Бушу вопрос о том, можно ли "избежать... дипломатической катастрофы" в ходе визита в Россию.
Буш со свойственным ему оптимизмом ответил: "Вы можете называть это дипломатической катастрофой, я же называют это шансом".
Если президент проявит гибкость по вопросу ПРО, на этот раз он может оказаться прав.
Также по теме:
Россия предлагает Бушу ослабить напряженность (Financial Times Deutschland)
Запоздалые любезности (The New York Times)
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях