The Wall Street Journal | 3 апреля 2008 г.
Российская оппозиция расколота
Алан Каллисон и Грегори Л. Уайт
Бороться или вести переговоры: победа Путина раскалывает его врагов
Среди лидеров российской оппозиции, отодвинутых с политической арены после того, как Владимир Путин и его союзники закрепили над ней контроль на декабрьских парламентских и мартовских президентских выборах, нет единства по вопросу дальнейшего выживания.
Одни предпринимают осторожные шаги в сторону диалога с теми, кого они называют "авторитарным правительством", другие - например, экс-чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров - клянутся продолжать борьбу.
Григорий Явлинский, давний лидер либеральной партии "Яблоко", надеется смягчить официальное давление на сторонников его партии и одобряет то, что некоторые считают признаками возможной готовности избранного президента Дмитрия Медведева слегка ослабить хватку Кремля. Другие давние критики Кремля приняли предложение консультировать Медведева.
Однако такие, как Каспаров, надеются вдохновить своих сторонников на конференции, предстоящей в Санкт-Петербурге в ближайшие выходные, на продолжение уличных демонстраций и открытую конфронтацию с Кремлем.
"Лично я не знаю, что делать, - говорит Владимир Рыжков. Его Республиканская партия была закрыта в прошлом году согласно новым строгим государственным правилам, а в декабре он потерял свое место в парламенте из-за изменений в законах о выборах. - Наша оппозиция намного слабее, чем оппозиция в Иране или Венесуэле", где критики бросали вызов авторитарным правителям, сокрушается он.
Опросы общественного мнения показывают, что большинство россиян после почти десяти лет экономического роста и неизменно позитивного освещения деятельности Путина в государственных СМИ твердо поддерживают власти. На мартовских выборах, которые подверглись критике как несправедливые, Медведев получил 70% голосов, а прокремлевская партия имеет доминирующее большинство мест в парламенте по итогам декабрьских выборов. Другие партии, которые прошли в парламент, порой критикуют Кремль, но обычно голосуют так, как хочет он. Путин, который не имел права избираться на третий президентский срок, после инаугурации 7 мая планирует стать премьер-министром.
Лидеры оппозиции говорят, что из-за существования черных списков им заказан ход в национальные СМИ, преимущественно контролируемые государством. Однако они также признают: рост уровня жизни означает, что критиков Кремля ждет тяжелая борьба за поддержку сторонников.
Борис Немцов, либеральный лидер, отмечает, что большинство россиян будут терпеть нынешнее правительство, пока растут зарплаты и пенсии. Коль скоро такое положение вещей сохраняется, реакции на нарушения властей не будет или она будет очень слабой, заявил он на этой неделе российской газете.
Непрекращающиеся дрязги в рядах российской оппозиции издавна подрывали ее политическую привлекательность. "Слишком много соперничества и личной вражды, которая длится давно, - отмечает Каспаров. - Это сохраняющаяся проблема".
Несколько групп, которые он сформировал в последние годы, развалились из-за внутренней борьбы и расхождений по поводу стратегии. Сейчас Каспаров призывает к созданию новой коалиции, которая будет называться Национальная ассамблея, и будет состоять из политиков, отодвинутых в сторону во время парламентских выборов в прошлом году. Каспаров надеется, что эта организация станет своего рода параллельным парламентом России, ибо в официальном парламенте после серии тщательно срежиссированных выборов доминируют контролируемые Кремлем партии.
Однако некоторые известные политики уже заявили, что не будут участвовать в ее создании, учитывая, что две предыдущие коалиции Каспарова развалились. Среди тех, кто разошелся с Каспаровым, - бывший премьер-министр Михаил Касьянов.
Явлинский, лидер "Яблока", тем временем вызвал отчуждение у части своих исконно антикремлевских союзников, когда принял приглашение встретиться с Путиным в прошлом месяце вместе с лидерами проправительственых партий. "Я сказал Путину, что так жить нельзя, что то, что он сделал с оппозицией, ужасно, - отметил Явлинский в интервью. - Он сказал, что подумает об этом".
Явлинский указал, что также поднял вопрос об одном из лидеров "Яблока" в Санкт-Петербурге, которого посадили в тюрьму по обвинениям, которые, по его словам, были сфабрикованы. Вскоре после встречи суд принял решение отпустить этого человека, хотя обвинения не сняты.
"Нельзя исходить из принципа "все или ничего; давайте работать шаг за шагом", - говорит Явлинский. Конфронтационный подход Каспарова "непродуктивен", отмечает он.
Кремль подлил масла в огонь расколов среди оппозиции намеками на оттепель при будущем президенте Медведеве. 42-летний юрист, в отличие от своего ментора Путина, не имеет прошлого в КГБ и на словах восхваляет добродетели свободы и демократии.
Константин Ремчуков, владелец и редактор "Независимой газеты", говорит, что улавливает сигналы высокопоставленных чиновников о том, что Кремль ищет пути немного ослабить политический контроль. "Они думают об этом.... но не знают, как это сделать" и по-прежнему сохраняют контроль, говорит он.
Также по теме:
Почему оппозиция не пользуется поддержкой в народе (Der Spiegel)
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях