Berliner Zeitung | 3 августа 2006 г.
В России больше нет глобального частного игрока
Катя Тихомирова
Государство объявило нефтяной концерн ЮКОС банкротом для того, чтобы укрепить собственные предприятия
ЮКОС, еще три года назад один из самых экономически значимых и финансово могущественных энергетических концернов России, объявлен банкротом. Такой вердикт вынес в понедельник один из московских судов. Он основан на данных, предоставленных временным конкурсным управляющим Эдуардом Ребгуном, который оценил остаточную стоимость компании в 14 млрд долларов. Кредиторы настаивали на 14,5 млрд. В итоге компания признана несостоятельной, и ее платежеспособность не подлежит восстановлению.
Такое решение суда определенно заставляет задуматься: по объемам добычи нефти ЮКОС продолжает занимать седьмое место среди российских нефтяных концернов, в состав компании входят нефтеперерабатывающие заводы и вторая по величине сеть автозаправочных станций в стране. Покинувший пост главы концерна Стивен Тиди считает, что стоимость концерна в два раза выше названной Ребгуном. Однако судья, ведущий дело, не придал значения экспертному мнению бывшего американского главы ЮКОСа. Теперь государственные предприятия "Роснефть" и "Газпром" могут свободно поделить между собой остатки концерна.
Представитель главного акционера компании Тим Осборн заявил, что российское руководство с самого начала аферы поставило цель окончательно развалить ЮКОС и присвоить себе оставшиеся имущественные ценности компании. В убытке оказались акционеры. Вряд ли в России, да и во всем мире найдется кто-то, кто посочувствует обманутым крупным акционерам, в том числе и Михаилу Ходорковскому, бывшему главе концерна, который обвинен в мошенничестве и уклонении от уплаты налогов. Ближайшие годы он проведет в одном из сибирских лагерей. Даже если средства, использованные во время процесса над Ходорковским, были сомнительными, его было за что посадить, считают многие. Однако тех, кто выступает в поддержку правового государства, должна заинтересовать предстоящая ренационализация концерна ЮКОС, которая будет происходить при еще более сомнительных обстоятельствах, чем его приватизация.
Во время скандала вокруг ЮКОСа речь шла не о личном или политическом соперничестве главы концерна Михаила Ходорковского и главы российского государства Владимира Путина. Это было больше похоже на борьбу за власть между рынком и бюрократией. Даже если концерн и получил больше влияния, чем ему могло позволить российское руководство, этот конфликт интересов можно было урегулировать вполне законными способами: к примеру, с помощью антимонопольного закона или налогового законодательства, которое не содержит никаких лазеек, а также с помощью правил, ограничивающих влияние лоббистов. Но в России власть стоит над законом. Парламент и судебная система всего лишь чучела.
Лишь немногие представители кремлевской бюрократии имеют сегодня собственные суждения, и их позиция по делу ЮКОСа остается незамеченной. Министр экономического развития и торговли Герман Греф предупреждает о национализации энергетического сектора. Наше правительство неэффективно, утверждает Греф, и вместе с ним неэффективно большинство государственных предприятий. Бывший экономический советник Путина Андрей Илларионов говорит о том, что в развале ЮКОСа участвовали невероятно неквалифицированные и непрофессиональные люди, которые стремятся превратить прибыльный частный нефтяной концерн в совершенно неэффективный государственный.
Главный акционер ЮКОСа планирует обжаловать решение московского арбитражного суда. В Гааге, Лондоне и Вашингтоне будут поданы апелляционные жалобы на постановление о банкротстве. Однако ЮКОС так и останется лежать в руинах. Компания - глобальный игрок так и осталась в России всего лишь проектом, который не осуществился из-за безоружности перед упрямым шовинизмом российской бюрократии.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях