Corriere della Sera | 3 августа 2007 г.
В США развенчан миф о неразрушимых автострадах
Массимо Гаджи
Страна, бурно развивавшаяся последние полвека, в том числе и благодаря распространению грандиозных инфраструктур: автострад, мостов, гидросооружений, аэропортов и, конечно же, интернета - внезапно осознала, что часть этой системы устарела и даже опасна. Три недели назад взорвался трубопровод с горячей водой на Манхеттене, проложенный 80 лет назад, а теперь автомобильный мост в Миннеаполисе спокойным летним вечером в отсутствие большого потока автомобилей неожиданно соскользнул в Миссисипи.
В течение нескольких лет американская ассоциация гражданских инженеров предупреждала об опасности: 27% из 160570 исследованных ею мостов были признаны "структурно дефективными или функционально устаревшими". Перед лицом публикаций в прессе или заявлений самого Белого дома, который дал именно такое определение мосту на Interstate 35, а также предупреждений со стороны инженеров о коррозии стальных конструкций, некачественной сварке и эрозии опор моста, губернатор Миннесоты Тим Поуленти отреагировал на все эти заявления, сказав, что во всех докладах говорилось о терпимых недостатках моста и о необходимости его ремонта только лишь после 2020 года, что состоянию этого моста давалась низкая оценка (4 по 9-балльной шкале), но она была, тем не менее, выше, чем оценка состояния тысяч других мостов, действующих по всей стране.
Таким образом, начиная с сегодняшнего дня, американцы будут с подозрением смотреть на ржавчину, разъедающую балки эстокад и виадуков, в то время как ассоциация водителей грузовиков уже требует определить альтернативные маршруты для тяжелых автосредств.
Эмоции будут бушевать несколько дней: по сути, мост Миннеаполиса оказался не первым обрушившимся мостом. В 1980 году в результате обрушения моста в заливе Тампа, во Флориде, погибли 35 человек. К числу самых последних относятся инциденты в Техасе в 2001 году (8 жертв), а спустя год - в Оклахоме: 14 погибших из-за разрушения моста через реку Арканзас. Но трагедия в Миннеаполисе станет импульсом для возобновления дискуссий о кризисе инфраструктур, который рискует подорвать перспективы экономического роста США.
Еще год назад Феликс Рохатин - бывший глава банка Lazard, человек, который в 70-е годы создал план, спасший Нью-Йорк от банкротства, - заявлял, что инфраструктуры находятся в заброшенном состоянии. И это в стране, где - как он написал в Washington Post - частные инвестиции способствовали экономическому росту, который длится два столетия, благодаря наличию системы дорог, каналов, школ, общественного транспорта, гидросооружений и управления воздушным движением, созданных государственными структурами. Это наследие, заявляет Рохатин, разрушается из-за отсутствия ресурсов, необходимых для его обслуживания. На скамье обвиняемых - совершенно очевидно - администрация президента Буша, которая урезала налоги и предопределила "минимальное финансирование" таких секторов, как инфраструктуры, хотя при этом расширила другие статьи государственных расходов, например, здравоохранение.
Вчера президент гневно отреагировал на критику, обвинив Конгресс в том, что по его вине администрация обездвижена, поскольку парламентарии продолжают блокировать многие предлагаемые Белым домом законопроекты по расходам.
Если отвлечься от полемики, то становится очевидным, что недостаточное внимание, уделяемое техническому обслуживанию общественных структур, является "двухпартийной" проблемой: месяц назад Роберт Рейч, экономист-"либерал", который при Билле Клинтоне занимал пост министра труда, призвал демократов отказаться от роли "партии налоговой строгости" и вновь сделать центральной частью своей программы вопросы, связанные с инвестициями в инфраструктуры. Эта программа первоначально была принята Клинтоном. Потом президент решил на время отложить ее реализацию, отдав предпочтение политике строгой экономии, которая была полезна, ко всему прочему, и для налаживания диалога с конгрессом, в котором большинство принадлежало консерваторам.
Результат: за последние 15 лет состояние государственных инфраструктур значительно ухудшилось. Гражданские инженеры утверждают, что для восстановления инфраструктур потребуется в течение пяти лет выделить 1,6 трлн долларов, но от этой требуемой суммы имеется только половина. В сложившихся условиях Рейч предупреждает, что деградация инфраструктуры приговорит Америку к замедлению экономического роста: "Это то, о чем Клинтон говорил в ходе избирательной кампании 1992 года, и это то, что происходит уже сейчас".
После вывода войск из Ирака, борьбы с терроризмом, нелегальной иммиграцией и реформы здравоохранения "реконструкция Америки" неизбежно должна стать еще одним "лейтмотивом" предвыборной кампании. И реконструкция должна начаться именно с "мостов периода бэби-бума": это огромное число сооружений, построенных в 1950-1970-х годах, с запасом прочности в 50 лет до капитального ремонта, но которые, с увеличением транспортного потока и числа большегрузных автомобилей, стареют гораздо быстрее, чем предполагалось.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях