The Washington Post | 3 августа 2007 г.
Главный враг российской молодежи
Сара Мендельсон и Теодор Гербер
Воинственная риторика и действия Владимира Путина по отношению к Соединенным Штатам и их союзникам порождают разговоры о том, что грядет новая холодная война. Но как отношение российского президента отразилось на его соотечественниках? Опрос, проведенный Аналитическим центром Левады среди 1802 россиян в возрасте от 16 до 29 лет, дает об этом некоторое представление. Мы сосредоточились на "поколении Путина", поскольку именно оно будет определять будущее российской политики и экономики. После развала Советского Союза это поколение вроде бы выиграло больше всех от произошедшего, как заявляется, перехода от советского строя к экономическому процветанию и политической свободе. Вполне разумно было надеяться и даже ожидать, что оно станет воспринимать США как друга России. Однако опрос, проведенный нами в апреле-мае текущего года, показал, что большинство молодых россиян воспринимают США в качестве главного врага. И хотя главной причиной этому служат заявления Путина, который поощряет подобное отношение, свою роль в формировании подобного отношения сыграло и то, что США в ходе борьбы с терроризмом нарушают права человека.
Используя все более резкие выражения, Путин обвиняет США в попытках навязать свои идеи и интересы остальному миру, при этом доходя до сравнения американской политики с политикой Третьего рейха. Он часто говорит об "опасностях" иностранного влияния, намекая, что Россия окружена врагами, а зарубежные правительства финансируют российские организации, чтобы вмешиваться в дела России. Путин резко отвергает всякую зарубежную критику в адрес отдельных эпизодов советского прошлого или нынешней политики. Критике подвергаются ограничения в области СМИ, жестокость на Северном Кавказе и преследование оппонентов Кремля. Судя по всему, действия Путина преследуют внутриполитические цели. Создание образа иностранных "врагов" - тактика, которую издавна используют, чтобы отвлечь народ от ошибок собственного правительства, либо получить поддержку для авторитарных мер, либо для того и другого сразу.
Как бы то ни было, эти слова находят поддержку среди молодых россиян. Мы установили, что почти 80% опрошенных согласны, что "Соединенные Штаты пытаются навязать свои нормы и образ жизни остальному миру". Почти 70% не согласны, что Соединенные Штаты "приносят больше пользы, чем вреда". Три четверти поддерживают утверждение, что "США оказывают помощь другим странам, чтобы влиять на их внутреннюю политику".
Мы попросили респондентов выбрать из пяти слов то, которое наилучшим образом описывает США в отношениях с Россией. 64% опрошенных выбрали слова "враг" или "противник". Тот же самый вопрос был задан насчет шести других стран. Грузия оказалась на втором месте по количеству респондентов, выбравших эти слова, хотя данные определения набрали лишь 44%. Остальные страны не столь часто воспринимаются как враги или противники, несмотря на то что некоторые из них могут представлять не меньшую или даже большую угрозу: Китай (27%), Иран (21%), Украина (21%), Германия (13%) и Белоруссия (12%). Если Америку назвали "партнером" или "союзником" лишь 18% опрошенных, то в отношении других стран респонденты использовали эти термины гораздо охотнее. Заявления Путина определенно связаны с этим и двумя другими результатами: 54% респондентов согласились, что Сталин "принес больше пользы, чем вреда", а 63% признают, что развал Советского Союза был "главной геополитической катастрофой XX века".
Кроме того, мы установили, что политика администрации Буша в области борьбы с терроризмом помогает Кремлю культивировать враждебное отношение к Америке. Критики определенных политических шагов США утверждают, что нарушение установленных норм международного права - например, бессрочное заключение и незаконный перевод подозреваемых в другие страны - связаны с тем, что репутация Америки во всем мире упала и пошатнулось моральное обоснование ее борьбы - ключевая составляющая политики "мягкой силы". Собранные нами данные подтверждают это мнение. Респонденты склонны считать, что США подвергают подозреваемых в терроризме пыткам (52%), передают их странам, где применяются пытки (44%), и содержат их в тюрьмах без соблюдения юридических норм (46%). Крайне незначительное число опрошенных - от 9 до 13% - считают, что эти обвинения не имеют под собой оснований. Остальные затруднились ответить.
В целом респонденты осудили подобную практику (42% и 57%, при том что одобрили ее лишь 15% и 29% соответственно). Более того, построенные нами статистические модели показывают, что вера в нарушение прав человека американцами напрямую связана с антиамериканскими настроениями. Те молодые россияне, которые уверены, что США пытают или незаконно держат в тюрьмах подозреваемых в терроризме, воспринимают правительство США в более негативном свете, чем те, кто не согласен с этими утверждениями.
То, что новое поколение россиян испытывает ностальгию по советским временам, двойственно относится к Сталину и враждебно воспринимает США, может представлять угрозу для будущих российско-американских отношений спустя долгое время после Путина. Поэтому помимо противостояния агрессивной позиции Путина в краткосрочной перспективе, теперешнему и будущему руководству США необходимо выработать долгосрочную стратегию, которая позволит компенсировать рост антиамериканских настроений среди российской молодежи. Неплохим началом может стать изменение политики США в сфере борьбы с терроризмом. Цель этого должна заключаться в том, чтобы к Америке вернулось отношение, которое выразил в свое время Андрей Сахаров: "На самом деле мы совсем не идеализируем Америку, видим в ней массу плохого и глупого, но это живая сила в хаосе теперешнего мира".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях