Le Temps | 3 декабря 1999 г.
Следователь Волков: Борис Березовский может быть обвинен в мошенничестве
Фати Мансур
В четверг завершился 10-дневный визит в Берн следователя российской Генеральной прокуратуры Николая Волкова, которому поручено ведение расследования по делу о расхищении средств, принадлежавших "Аэрофлоту". Российский следователь обменялся со своими швейцарскими коллегами информацией и принял участие в допросах шести свидетелей - служащих компаний "Форюс" и "Андава". Трое основных подозреваемых по делу - российский финансовый магнат Борис Березовский и двое бывших руководителя авиакомпании Александр Краснекер и Николай Глушков - используя эти компании, похищали деньги из кассы компании. Компания "Форюс", которая всегда отрицала свою причастность к хищениям, подала жалобу в Генеральную прокуратуру Швейцарской Конфедерации в связи с затягиванием процедуры расследования и невозможностью продолжать деятельность в связи с арестом счетов. Официальный представитель швейцарской прокуратуры Доминик Реймон заявил вчера о том, что Федеральный Суд рассмотрел эту жалобу и посчитал ее необоснованной. Николай Волков, по словам Доминика Реймона, уехал в Москву не с пустыми руками: ему были переданы документы, относящиеся к делу "Мабетекс", швейцарской компании, обвиняемой в даче взяток высокопоставленным кремлевским чиновникам. Эти документы будут переданы следователю, занимающемуся расследованием дела о коррупции в Кремле. Перед отлетом Николай Волков согласился дать интервью корреспонденту газеты.
- Каков результат Вашего рабочего визита в Берн? - спрашивает автор.
- Я присутствовал на допросах свидетелей. На данном этапе я могу заявить, что наше расследование продвинулось вперед. Я все еще убежден, что Борис Березовский является ключевой фигурой этого дела, - подчеркивает следователь.
- Что конкретно Вы можете предъявить Березовскому?
- Борису Березовскому пока не было предъявлено официального обвинения. Я всегда предполагал, что часть фондов, принадлежавших "Аэрофлоту", не использовалась в интересах компании. Если Россия, наконец, получит документы, детально раскрывающие механизм трансфертов, я думаю, что все замешанные в этом деле лица будут привлечены к ответственности за мошенничество и хищения. Первое обвинение против Березовского было снято: он обвинялся в незаконном предпринимательстве в связи с тем, что давал указание на осуществление трансфертов за границу, не имея на это разрешения Центрального Банка. Выяснилось, что Березовский никогда не был сотрудником "Аэрофлота". Таким образом, будучи простым акционером, он не мог подписывать платежные документы. Но это не помешает в будущем выдвинуть против него обвинения по более серьезным статьям.
- В свое время говорилось о том, что было похищено порядка 600 млн франков. Является ли эта цифра завышенной?
- Безусловно. Эта цифра эквивалента суммам, перечислявшимся на счета швейцарских компаний. Большая часть этих средств использовалась на покрытие долгов и расходов "Аэрофлота", в противном случае компания просто не смогла бы нормально работать. Я пока не располагаю документами, которые бы позволили определить размах хищений.
- По просьбе российской прокуратуры генеральная прокуратура Швейцарской Конфедерации нашла счета, принадлежащие трем основным участникам дела, а также 6 другим лицам. Как известно, в этом списке фигурируют зять Бориса Ельцина и президент "Аэрофлота" Валерий Окулов, а также маршал ВВС и бывший глава этой авиакомпании Евгений Шапошников. Почему?
- Действительно, эти имена упоминаются в нашем ходатайстве об оказании правовой помощи. Речь не шла о просьбе заблокировать эти счета, а лишь о подтверждении существования возможных банковских счетов. Нельзя было исключать вероятности того, что эти руководители получали комиссионные по трансфертам. Пока я не получил никакой информации, которая могла бы подтвердить это предположение.
- Вы знаете, почему "Аэрофлот" никогда не обращался с жалобами в ходе этого расследования?
- Я не могу ответить на этот вопрос. Российская прокуратура имела возможность начать свое независимое расследование юридической деятельности компании. Руководство компании никогда не выступало против начала этой процедуры, давая таким образом молчаливое согласие на продолжение расследования. Более того, Валерий Окулов оказывал поддержку нашим усилиям.
- Направляли ли Вы запросы в какие-либо другие страны, помимо Швейцарии?
- Нельзя ограничивать рамки расследования лишь тем, что происходит здесь, хотя, несомненно, в Швейцарии разворачиваются основные события. Мы направили ходатайства в Германию, Люксембург и во Францию - страны, куда переводились средства.
- Интересуется ли российская прокуратура Шато де ля Гаруп, являющегося собственностью Бориса Березовского на Антибах, где он принимает почетных гостей?
- Мы занимаемся изучением этого вопроса. Основным пунктом нашего ходатайства, направленного во Францию, как раз и являются условия приобретения этой собственности. Складывается впечатление, что наша просьба пока не дошла до инстанции, которая должна будет дать ответ.
- Планируете ли Вы вернуться в Швейцарию в рамках проводимого Вами расследования?
- Я надеюсь совершить новый визит весной будущего года, вероятно, после того, как будут получены некоторые документы. Я хочу поблагодарить Генеральную прокуратуру Швейцарской Конфедерации, Федеральное управление полиции, женевского генерального прокурора Бернара Бертосса и цюрихского прокурора Диетера Жанна за оказанную нам поддержку.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
