Le Nouvel Observateur | 3 декабря 1999 г.
Чечня: афганский фантом
К.С. Кароль
В Кремле и российском Генеральном штабе прекрасно понимают, что захват чеченской столицы и оккупация всей Чечни могут привести к бесконечной войне, но вступать в переговоры с чеченцами не хотят, - пишет автор.
Российские военные считают, что война в Чечне вступила в третью завершающую фазу. Теперь, после захвата более половины территории республики, российская сторона подвергает Грозный массированным бомбардировкам. Федеральная армия вынуждена изменить тактику, так как большие потери среди личного состава в прошлую чеченскую кампанию привели к падению морального духа и в войсках, и в тылу. Пехоту уже не бросают на штурм населенных пунктов. Благодаря этому, согласно официальным данным, с начала боевых действий погибли 304 и ранены 837 военнослужащих. В свою очередь экстремисты постоянно опротестовывают эти данные. Они сообщают о больших потерях федеральных сил, обвиняет русских в гибели детей, женщин и стариков, в том, что значительная часть населения Чечни вынуждена ютиться в лагерях беженцев на территории Ингушетии.
Русские могут взять Грозный, но это не приведет к решению чеченской проблемы. Так же, как и в Афганистане, оккупация маленькой восставшей республики рискует обернуться нескончаемой повстанческой войной. Эта война в конечном итоге может перекинуться на весь кавказский регион. Русские стратеги, наконец, осознали, что конфликт можно урегулировать только политическим путем. Поэтому так много они теперь говорят о взятии без боя Гудермеса, жители которого вынудили боевиков покинуть город. Как еще одну свою победу Москва представляет восстановление подачи электричества в этот город, сообщает о планах провозглашения Гудермеса столицей Чечни. Однако, в городе действует комендантский час, и ни один местный чиновник не согласился "сотрудничать с русскими".
В Москве, премьер-министр Владимир Путин, наконец, пришел к выводу о бесполезности попыток назначить временно исполняющего обязанности президента Чечни. Он обратился к Конгрессу чеченской диаспоры с просьбой избрать нового главу чеченского государства. Но собравшиеся в российской столице чеченцы решили, что выбирать никого не надо, поскольку Чечня уже избрала президентом республики Аслана Масхадова. Но с ним Путин не хочет вести переговоры.
У Владимира Путина, подчеркивает автор, нет достаточного пространства для маневра: он осознает, что армия не остановится на полпути и не позволит украсть у себя победу. Военным также известно, что назначенный в августе премьер-министр, сумевший подняться на волне "имперского национализма", порожденного войной на Кавказе, планирует принять участие в предстоящих президентских выборах. Победит ли он на выборах, если будет думать о мире?
В любом случае, Путин пока остается заложником военных и "велико-сербов" Кремля (именно так окрестили в Москве окружение Ельцина), претендующего на воссоздание Великой России. Точно так же и Милошевич хотел создать Великую Сербию.
Пока кремлевское руководство не планирует захватов соседних государств, но несколько угрожающе смотрит на Грузию, которую обвиняет в пособничестве чеченцам. Российское руководство довольствуется тем, что использует в своих интересах настроения российских граждан, мечтающих о том, чтобы страна вновь стала могущественной и уважаемой.
Эта имперско-патриотическая риторика служит прикрытием и для иных сомнительных интересов. В результате разразившегося в 1998 году финансового кризиса окружение Ельцина оказалось в центре внимания швейцарских, американских и, не сегодня-завтра, германских судебных органов. Вероятно, поэтому послушный Путин заявил о целесообразности "паузы" в отношениях с Западом. Однако истинным вдохновителем этой "изоляционистской" политики является большой "друг" семьи Ельцина Борис Березовский. В свое врем журнал "Форбс" назвал его крестным отцом русской мафии. Березовский пригрозил привлечь журнал к суду за клевету, но не сделал этого: миллиардеру было отказано во въезде в Швейцарию, и ему еще предстоит объяснить происхождение своего огромного состояния.
В настоящее время Березовский занимается подготовкой к выборам: он оказывает поддержку кандидатуре Путина и патронирует блок "Единство", который примет участие в выборах в Государственную Думу. В этой беспринципной борьбе хороши все средства, включая и антисемитизм. ОРТ, телевизионный канал, принадлежащий Березовскому, дошел до того, что обвинил владельца частного телеканала НТВ Владимира Гусинского и еврейскую общину, которую тот возглавляет, в том, что они являются "пятой колонной Запада", которая оказывает поддержку "чеченским террористам".
Далее автор сообщает о визите в Париж главы некоммунистической оппозиции Евгения Примакова.
Примаков встретился с Жаком Шираком и Лионелем Жоспеном, чтобы рассказать им об оборотной стороне чеченской войны, а также о менее кровопролитных сражениях, разворачивающихся в Москве. Примаков выступает за уничтожение баз исламистов Басаева, но не исключает того, что беспорядочные обстрелы населенных пунктов могут привести к укреплению позиций Басаева, точно так же, как бомбардировки Югославии привели к росту авторитета Милошевича. Примаков предостерег западные страны от принятия мер, которыми бы могли воспользоваться в своих интересах сепаратисты. По мнению Примакова, "русские сами должны лишить власти преступную верхушку, управляющую страной". Бывший премьер-министр убежден, что "силы оппозиции", на поддержку которых он рассчитывает, должны, наконец, прервать молчание, длящееся с первых дней "национальной имперской" войны на Кавказе.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях