The Wall Street Journal | 3 декабря 2004 г.
Украина - не единственная цель
Владимир Сокор
Возглавляемое Кремлем наступление на демократию на Украине, развернувшееся в последние месяцы, является последним и наиболее ярким примером стратегии, которая распространяется на всех соседей ЕС и НАТО и даже на некоторые страны евро-атлантического сообщества. Новая угроза международной безопасности обрела четкую форму во всем регионе от Балтии до Грузии. Этой новой угрозой являются попытки Кремля атаковать или исказить избирательные процессы и конституционные устройства ради восстановления влияния или контроля с помощью местных антидемократичных клиентов.
Хотя эта угроза должна классифицироваться как новая в типологии угроз национальной и международной безопасности, стратегия, как таковая, начала складываться почти два года назад. Западу еще предстоит сформулировать проблему и разработать подход к ней, отличный от запоздалой реакции или полного игнорирования шагов Кремля в одной стране этого огромного региона за другой, где можно видеть вариации одной и той же стратегии в применении к местным условиям.
Например, в прошлом году в Литве российские спецслужбы и организованная преступность (которые в России взаимосвязаны) инфильтрировали избирательный штаб кандидата в президенты Роландаса Паксаса, а затем, когда он стал президентом, - его администрацию. Паксас, а вслед за ним еще несколько политиков, связанных с Россией, бросили популистский вызов рыночной экономике, парламентской демократии и евро-атлантической ориентации Литвы. Страна пережила месяцы политического хаоса, прежде чем ее демократы и демократические институции показали в этом году свою силу, устроив импичмент и отстранив этого президента от власти.
Москва разыгрывает "карту этнических русских" в Эстонии и Латвии, пытаясь изменить законодательство этих стран. Она хотела бы превратить их в двунациональные государства с параллельными обществами, углубив и легализовав этническое и лингвистическое деление, вместо того чтобы помочь интеграции русских общин в балтийские государства.
Игнорируя то, что Европейский союз считает законы Латвии и Эстонии о гражданстве, языке и образовании полностью удовлетворяющими критериям ЕС, Москва непрерывно атакует эти страны на международных форумах и подстрекает русских в этих странах оказывать давление на Латвию и Эстонию, добиваясь изменений законодательства. Она надеется, что сохранение и легализация социального разделения по этническому признаку даст ей возможность манипулировать внутренней политикой этих стран.
Иную вариацию московской стратегии можно увидеть в Белоруссии и таких сатрапиях, как Приднестровье в Молдавии, Абхазия и Южная Осетия в Грузии. В других странах региона Россия выступает против статус-кво, стремясь повернуть демократию вспять, но здесь она стоит за статус-кво, защищая диктатуры. Хотя белорусский диктатор Александр Лукашенко раздражает президента Владимира Путина и российское правительство тем, что доит российскую экономику, Кремль согласен субсидировать лояльную диктатуру и защищать ее на международных форумах.
Солидарность Кремля с этими диктатурами можно видеть каждый день. Когда президент Путин поздравил украинского кандидата в президенты Виктора Януковича с "победой", его примеру немедленно последовал Лукашенко. Так же поступил и Игорь Смирнов из Приднестровья.
Показателем западного непонимания или безразличия является то, что даже после таких шагов американские дипломаты и Европейский союз считают вооруженный Россией режим Смирнова имеющим право на легализацию и властные полномочия в "федеративной" Молдавии.
Российские политические планировщики разработали "федеральные" проекты такого рода как средство создания "федеративных единиц" под протекторатом России на территориях других государств. Следующим шагом является неофициальная, но фактическая абсорбция этих единиц в российскую орбиту и манипулирование отношениями между центром "федеративного" государства и его составляющими путем натравливания их друг на друга. Формально не нарушая территориальную целостность государства, его низводят до уровня сателлита, а демократическим перспективам приходит конец. Такой рецепт кремлевские советники официально предлагают Молдавии и неофициально готовят для Грузии.
Сегодня аналогичный сценарий навис над Украиной. Когда стало ясно, что на самом деле во втором туре президентских выборов 21 ноября победил демократический кандидат Виктор Ющенко, Янукович и его московские кукловоды подняли тему "федерализации" Украины через отделение пророссийских анклавов на востоке и юге страны. Подобный федерализм является редутом, с которого протеже Путина поведут сопротивление и даже попытаются повернуть вспять демократизацию в этих странах.
Мало кто заметил, что драма, до боли напоминающая украинскую, разыгрывается сейчас в Абхазии. На президентских выборах в октябре поддерживаемый Москвой кандидат, ветеран КГБ Рауль Хаджимба, проиграл экономисту Сергею Багапшу.
Путин устроил большое шоу в поддержку Хаджимбы, в ходе которого российские политические оперативники и СМИ наводнили Абхазию пропагандой в пользу своего кандидата. (Ющенко выглядит в глазах Москвы подозрительно, так как его жена американка, Багапш подозрителен потому, что его жена грузинка.)
И все же, несмотря на махинации с подсчетом голосов, Багапш победил с небольшим перевесом. За последние шесть недель сторонники Багапша испробовали все способы поколебать местную власть и заставить ее признать их лидера законно избранным президентом. Теперь они назначили его инаугурацию на 6 декабря.
Российское правительство в ярости объявило 1 декабря экономическую блокаду Абхазии. Предоставив жителям Абхазии в массовом порядке российское гражданство, Москва до сих пор использовала этот свершившийся факт как предлог для их защиты.
Но теперь Москва использует аргумент гражданства, заявляя о своем праве вводить санкции против "собственных" граждан. По существу, Россия оставляет за собой право обходиться со "своими" гражданами так, как ей удобно. Смысл в том, что Абхазия должна аннулировать победу Багапша, чтобы Россия сняла санкции. Абхазские клиенты Москвы, включая тех, кто при оружии, открыто обещают не позволить местному населению повторить нынешний украинский сюжет. Добавим, что Абхазия находится под российским военным контролем, следовательно, ее можно держать на коротком поводке.
Действительно, российское военное присутствие может быть решающим фактором успеха антидемократических тенденций. Традиционная военная угроза безопасности сохраняется в евро-атлантических окрестностях. Вдобавок придется иметь дело с "новыми" угрозами терроризма, незаконной торговли оружием и наркотиками, распространения оружия массового уничтожения.
Помимо "новых" угроз пора признать новейшую угрозу и противостоять ей. Это организованная атака на демократию, требующая еще лучше организованных и скоординированных западных и местных контрмер.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях