Frankfurter Allgemeine | 3 декабря 2007 г.
"Мы не закрываем дверь"
Хорст Бациа
Россия в одностороннем порядке прекратила выполнение обязательств по ДОВСЕ. В интервью F.A.Z министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил о том, что видит шансы на отмену моратория, но связывает их с выполнением определенных требований
- Господин министр, Россия с 12 декабря прекращает выполнение обязательств по подписанному осенью 1990 года Договору об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Договор предусматривает однако лишь расторжение. Почему вы решили наложить на него мораторий?
- Мы приняли решение о прекращении выполнения обязательств, а не о выходе из него, поскольку подобная позиция дает нам возможность в случае решения обозначенных нами проблем вернуться к выполнению наших обязательств по ДОВСЕ. В настоящее время Россия говорит лишь о прекращении выполнения обязательств, чтобы дать участникам шанс вернуть к жизни ДОВСЕ.
С правовой точки зрения параграф о расторжении договора может быть трактован и таким образом, что одно из государств, подписавших договор, может прекратить выполнять обязательства по нему по той же причине, по которой может и выйти из него. В этой связи мы проводили процедуру прекращения выполнения обязательств по ДОВСЕ по тому же принципу, по которому происходит расторжение, то есть через 150 дней после объявления. Я хотел бы подчеркнуть, что, вводя мораторий, мы не закрываем дверь. Мы уже довели до сведения наших партнеров, что и после 12 декабря мы готовы к продолжению диалога.
- Вы уже сообщали, что будет означать прекращение выполнения обязательств: больше не будет происходить обмена информацией, не будут допущены инспекции, не будут соблюдаться верхние границы для размещения тяжелых вооружений в северных и южных регионах фланга.
- При принятии решений относительно размещения вооружений в том или ином регионе фланга Россия будет исходить из реальной военно-политической обстановки. При этом будут играть роль как внешние, так и внутренние факторы. Мы принципиально не строим никаких планов относительно массированного увеличения наших сил. Но многое будет зависеть и от наших партнеров и их готовности демонстрировать сдержанность в военной области.
- Звучит так, будто Россия, несмотря на мораторий на ДОВСЕ, заинтересована в продолжении выполнения условий договора.
- Если под этим подразумевается договор, подписанный в 1990 году, то я должен сказать, что он уже давно не отвечает ни реалиям, ни нашим интересам. Мы стремимся к созданию отвечающего сегодняшним реалиям контрольного режима для обычных вооруженных сил в Европе, основанного на подписанном в 1999 году адаптированном варианте договора. Но и это соглашение должно быть модифицировано через 8 лет после его подписания.
- То есть Россия хочет спасти соглашение о контроле над вооружениями, несмотря на то, что государства НАТО до сих пор не ратифицировали адаптированный договор от 1999 года?
- Да, совершенно верно, именно в этом мы и видим нашу задачу. Парадокс состоит в том, что многие ключевые моменты старого ДОВСЕ устарели из-за изменившейся ситуации в Европе, а адаптированный вариант договора из-за позиции стран НАТО до сих пор не вступил в силу. И это несмотря на то, что они предприняли дальнейшие шаги, которые объективно лишают смысла и адаптированное соглашение. Это подрывает основы договора и неизбежно ведет к его окончательному искажению.
- Вы, вероятно, намекаете на то, что бывшие члены Варшавского договора со временем были приняты в НАТО, а страны Балтии вообще не присоединились к договору?
- И на это тоже. Поскольку наши западные партнеры по договору в течение многих лет игнорировали наше требование по спасению ДОВСЕ, нам остается один "рычаг" - мораторий. Для стран НАТО типично то, что они только теперь готовы заняться теми вопросами, которые важны для нас. Я еще раз повторяю: мораторий для нас является не самоцелью, а, к сожалению, вынужденным шагом, направленным на сохранение жизни режима контроля над обычными вооруженными силами в Европе. Вот в чем состоит парадокс истории.
- Государства НАТО до сих пор не ратифицировали адаптированный вариант договора, поскольку они считают, что Россия сначала должна выполнить обязательства по освобождению своих военных баз в Грузии и Молдавии, решение о которых было принято на саммите по ДОВСЕ в 1999 году в Стамбуле.
- Для начала следует отметить: Россия давно выполнила все "стамбульские обязательства" в отношении ДОВСЕ. Ни в Абхазии, ни в Молдавии больше нет российских "войск", о которых говорится в договоре, то есть обычных вооруженных сил с тяжелым вооружением. Как в Абхазии, так и в Молдавии размещен российский миротворческий контингент в соответствии с договоренностями обеих сторон.
- ...что отрицают власти в Тбилиси и Кишиневе.
- В Республике Молдавия размещена небольшая часть, которая охраняет 20 тыс. тонн старых боеприпасов. Эти боеприпасы пока не могут быть вывезены, поскольку приднестровский конфликт еще не урегулирован. Но с ДОВСЕ эта часть не имеет абсолютно ничего общего. Прочитайте договор, адаптированное соглашение и тексты договоренностей, достигнутых в 1999 году с Грузией и Молдавией. Там все четко урегулировано, и до этого вопросы о том, что мы не выполняем взятых обязательств, не возникали.
- Вступление в силу адаптированного соглашения по ДОВСЕ для России является важнейшим условием для снятия моратория с договора. Какие требования вы выдвигаете кроме этого?
- Во-первых, верхние границы размещения тяжелых вооружений в странах НАТО должны быть снижены, для того чтобы дополнительный потенциал, который НАТО - в разрез с буквой и духом ДОВСЕ - нарастил благодаря расширению, был уравнен. Во-вторых, мы требуем договоренностей относительно параметров так называемых "существенных вооруженных сил", которые не могут быть размещены на постоянной основе на территории других государств согласно основному акту, подписанному между НАТО и Россией в 1997 году.
В-третьих, мы хотим политического решения относительно отмены фланговых ограничений на российской территории, поскольку они мешают нашей общей борьбе с международным терроризмом. В-четвертых, должны быть получены гарантии того, что три балтийских государства и Словения, которые теперь являются членами НАТО, присоединятся к договору, поскольку в последние годы они значительно увеличили численность своих вооружений и их неучастие в договоре теперь ничем не оправдано. И в-пятых, нужно начать процесс модернизации ДОВСЕ, необходимость которой признают и многие западные эксперты.
Принципиальные договоренности по всем этим вопросам должны стать частью "пакета решений", который станет началом процесса возвращения к жизни ДОВСЕ. Как видите, наши требования не содержат ничего сверхъестественного и необоснованного. Надеюсь, и наши западные партнеры рано или поздно это признают.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях