The Times | 3 декабря 2007 г.
Российские рулады
Редакция
Главная задача Путина - самому не поверить в свой рейтинг
В Калининграде еще идет подсчет голосов, но безоговорочную победу сторонников Путина уже сейчас можно назвать одной из двух неизбежных отличительных черт парламентских выборов, которые состоялись вчера в России. Другая характерная черта - позиция ЦИК, сотрудники которого хором пели хвалу результатам выборов, называя их свободными и честными, а разговоры об имевших место фальсификациях объясняли усилиями подстрекаемой из-за рубежа пятой колонны. Эти выборы не были ни свободными, ни честными.
Выборы Думы нового созыва были, по меткому выражению бывшего чемпиона мира по шахматам Гарри Каспарова, фарсом. Он и другие оппозиционные лидеры попали под арест за проведение "несанкционированных" демонстраций. У "Единой России", которая была создана единственно для того, чтобы способствовать продвижению Путина и его политики, фактически не было конкурентов во время предвыборной кампании, которую эта партия провела на контролируемых или одобренных государством телеканалах (других в России просто нет). Несмотря на то, что выборы проводились в воскресенье, госслужащих, а также многих работников частного сектора заставляли голосовать на работе, чтобы их начальники могли убедиться в том, что "Единая Россия" или две другие прокремлевские партии получат благоприятные результаты. Создать новую партию было практически невозможно. Уже существующие либеральные объединения не были допущены в Думу при помощи новых драконовских правил, поднявших процентный барьер голосов, необходимых для получения хотя бы одного места.
Губернаторы (все они - назначенцы Путина) соревновались между собой, кто больше соберет голосов для "Единой России", а московский политический лексикон свелся к новому вымученному диалекту, в котором такие слова и выражения, как "административный ресурс", "управляемые" избирательные комиссии и "особая электоральная культура", стали достойными сожаления эвфемизмами мошенничества на выборах.
Никто не сомневался в том, что большинство получит пропутинская партия. Путин, безусловно, популярен, но это не демократия, это даже не особая русская разновидность демократии. Это пародия на демократию, разыгранная силами ограниченного круга бывших сотрудников спецслужб и готовых к сотрудничеству бизнесменов, которых Путин за последние 8 лет провел в Кремль. Задача этой пародии состояла в том, чтобы дать ему "моральное право" остаться у власти в обход конституционного запрета на занятие президентского срока более двух сроков подряд.
Как Путин может добиться этого на практике? Если он действительно столь законопослушен, что исключает вариант внесения в конституцию изменений, которые позволят ему остаться на третий срок, у него остается два варианта действий после истечения срока его полномочий в марте: либо посадить в президентское кресло марионетку вроде своего нынешнего премьер-министра, а затем через четыре года (а то и раньше, если премьер "заболеет") вернуться на этот пост, либо выхолостить президентскую должность, а присущие ей полномочия передать другому посту, созданному специально для него.
Любой из этих двух сценариев является угрозой для всего мира. Путин уже сейчас, к сожалению, является объектом культа личности советского образца, который лишает парламент возможности контролировать, а частных лиц - возможности критиковать его решения по жизненно важным международным вопросам, таким, как будущее Косово и недопущение превращения Ирана в ядерную державу. В этих условиях, чем дольше он остается у власти, тем в большую изоляцию он будет впадать и тем более опрометчивыми будут его действия. Тем временем остатки российской политической культуры будут и дальше атрофироваться, так что, когда стремление к переменам достигнет критической отметки, шансов на плавную реконструкцию не останется. Такая ситуация может возникнуть быстрее, чем кажется большинству людей. Путину следовало бы использовать свою популярность для изменения страны к лучшему, а не для того, чтобы удовлетворять собственные интересы и потворствовать интересам своих чиновников. Власть перейдет к наследнику, которого Путин помажет на царство, но в ближайшие несколько лет станет ясно, не является ли период правления "путиноидов" чем-то большим, чем просто странной фазой истории России, и не они ли поведут эту страну в XXI век.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях