The Wall Street Journal | 3 декабря 2007 г.
Избирательный заговор Чавеса
Редакция
Не все политические заговоры пестрят формой цвета хаки. Иногда они воплощаются в личности политика-популиста, который умудряется прибрать к рукам всю власть при помощи "демократии". Именно так развиваются события в Венесуэле. Президент этой страны Уго Чавес наметил на воскресенье всенародный референдум, который принесет ему новые широкие полномочия. Остается только надеяться, что его американские помощники признают свой вклад, если он и на этот раз добьется своего.
Гражданам предлагается одобрить 69 "поправок", призванных в корне изменить конституцию Венесуэлы. Чавес решил провести референдум, хотя многие знатоки конституции, среди которых есть и бывшие союзники Чавеса, придерживаются мнения, что требуется созыв Конституционной ассамблеи. Президенту все равно. Он внес предложение о проведении референдума и заставил свой карманный Конгресс это предложение принять.
Все это выглядит комично, потому что Чавес написал конституцию 1999 года практически в одиночку. Но ему надоели прописанные в ней сдержки и противовесы и особенно - децентрализованность власти. Теперь Чавес хочет сконцентрировать полномочия в центральных органах власти. Коммунальные советы останутся при своей власти на местах, но члены этих советов больше не будут избираться - их будет назначать правительство Чавеса. Он называет эту систему "демократией участия" и ставит ее выше "представительной демократии".
При положительном исходе референдума Чавес получит доступ к резервам Центробанка. С целью ввести в действие свою "производственно-экономическую модель" Чавес предлагает изменить статьи, которые касаются права частной собственности. В соответствии с новым базовым статусом "право собственности будет разделено между государством, частным сектором и коммунальной властью, что создаст наилучшие условия для коллективного, совместного построения социалистической экономики".
Государство получит право захватывать любой объект частной собственности, который оно планирует экспроприировать, еще до того, как этот шаг будет оформлен в судебном порядке. Любую собственность, которую государство посчитает непродуктивной, можно будет передать в собственность "государственных корпораций, кооперативов, ассоциаций и общественных организаций". Это вам может показаться, что такие вещи вышли из моды году эдак в 1989 - Чавес верит, что социализм жив: к нему просто нужно относиться с большим воодушевлением.
Кроме того, реформы позволят Чавесу переизбираться неопределенное количество раз и назначать многочисленных вице-президентов на должности глав коммунальных советов. Объявив чрезвычайное положение, президент сможет приостанавливать законные процедуры, причем в новом законодательстве не будут оговорены сроки действия режима ЧП. Для того чтобы граждане все это одобрили, Чавес включил в список выносимых на референдум инициатив введение 36-часовой рабочей недели, понижение избирательного возрастного ценза до 16 лет и другие великодушные социальные меры.
Чавесу ни за что не удалось бы провернуть это дело, если бы за 9 лет правления он не нейтрализовал независимые политические институции Венесуэлы. Для того чтобы взять под контроль Верховный суд, Чавес расширил его состав с 20 до 32 человек. Затем он создал Национальный избирательный совет и высказал свои предпочтения, которые стали определяющими во время нечестного и непрозрачного референдума по пересмотру состава Верховного суда в августе 2004 года.
Тем не менее, на этот обман Чавеса благословил бывший президент Джимми Картер, и его примеру последовал бушевский Госдеп США. Жители Венесуэлы, в свою очередь, потеряли всякую веру в честные выборы и в 2005 году бойкотировали выборы в парламент. Кандидаты-чависты получили 100% мест.
В 2002 году Чавес провел чистки в армии - после того, как солдаты отказались стрелять в демонстрантов и ненадолго отстранили его от власти. Во время этих событий сенатор от Коннектикута Крис Додд поспешил поддержать Чавеса, не обращая внимания на возражения глав профсоюзов, правозащитников и религиозных лидеров, которые указывали, что венесуэльский лидер злоупотребляет своей властью. Еще один фанатичный сторонник Чавеса - Джозеф Кеннеди Второй, который, в обмен на скидки на венесуэльскую нефть, создает своему протеже имидж радетеля за бедных американцев.
Несмотря на такую поддержку из-за рубежа, рейтинг Чавеса стремительно падает, а народ Венесуэлы бунтует против этого избирательного переворота. Студенты ожесточенно противятся ущемлению свободы слова. Даже бывший сторонник Чавеса генерал Рауль Бадуэль назвал референдум "заговором против демократии" и присоединился к оппозиции.
Исследования общественного мнения показывают, что против референдума выступает большинство венесуэльцев, но по-настоящему честное голосование, похоже, просто невозможно. Списки избирателей, устройства для голосования и итоговый подсчет контролируются пропрезидентским избирательным советом. Каким бы ни оказался результат воскресного референдума, в сухом остатке - тот факт, что Чавес больше не является национальным героем Венесуэлы. Он держится за власть столь вульгарной хваткой, что, как показывает состоявшаяся в Каракасе в четверг массовая мирная акция протеста, пробудилась даже пассивная общественность. Может быть, это дойдет и до его американских друзей.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях