Статьи по дате

Die Zeit | 3 февраля 2000 г.

Кровавый порядок Путина

Михаэль Тюман

На контрольно-пропускном пункте в Назрани полукилометровая очередь. Пропускной пункт работает только по пять часов в день, а количество пересекающих его солдат и беженцев не уменьшается. И войска, и мирные граждане направляются в одну сторону - в Чечню. Кремль посылает подкрепление для окончательной победы русских на Кавказе. Однако зачем в пекло войны возвращаются беженцы? - задает вопрос автор статьи.

Беженцы возвращаются запасясь, по возможности, продуктами питания. Они слышали, что на освобожденной от боевиков территории продуктов не хватает. Они возвращаются, даже не зная, уцелели ли их дома. Просто они уже устали от бесполезного ожидания в лагерях беженцев. ?Хуже, чем сейчас, уже быть не может?, так говорят многие.

Кто-то надеется на Гантамирова: ?До войны мы жили в страхе перед бандами исламистов. Они пытались обратить нас в свою веру и вымогали деньги. С тех пор, как появился Гантамиров, бандитов больше нет?.

Для мирного населения Грозный превратился в настоящий ад. Но и остальная часть Чечни - тоже не рай. Беженцы много рассказывают о бандах ваххабитов. В действительности чеченские фундаменталисты весьма далеки от государственной религии Саудовской Аравии - ваххабизма. Они, как и все фундаменталисты, проповедуют то, что сами называют ?чистой религией?. Однако чеченские ваххабиты, по мнению автора статьи, не являются и ?международными террористами?, как утверждает Москва. Эти фанатично настроенные граждане являются продуктом разрушительной политики Москвы на Кавказе. Центральное правительство спровоцировало разрушение общественных и государственных связей, применяя на Кавказе военную силу, вместо того, чтобы проводить умную социальную политику, считает авторитетная немецкая газета.

?Ваххабиты появились у нас в первую войну. Они пришли из Дагестана, обещая помочь, а в действительности преследуя лишь собственные цели. После окончания той войны многие полевые командиры объявили себя ваххабитами. Шариатские суды стали появляться, как грибы после дождя?, рассказывает один из чеченских журналистов по имени Уссам. ?У ваххабитов есть деньги. Помощь из-за границы и выкупы за похищенных заложников сделали их богатыми людьми. Они создавали военные базы и арсеналы оружия. Их жертвами, в первую очередь, оказывались молодые чеченцы, получившие неполное образование и оставшиеся в полуразрушенной республике без работы. Их заманивали деньгами, прививая религиозную ненависть?, рассказывает журналист.

Ваххабиты заставляли женщин закрывать лицо, не пускали девочек в школу. Молодые люди должны были жениться на двоюродных сестрах. Об этом рассказывает одна из учительниц Грозного.

Многие жители говорят, что были готовы сдаться русским без боя, чтобы избежать разрушения своих домов. Однако ваххабиты отказывались прекратить сопротивление, прикрываясь мирным населением.

До вторжения российских войск не все чеченцы были настроены антироссийски. Лозунг Путина о ?порядке? понравился тем, кто уже устал от хаоса, который принесла с собой независимость республики, пишет автор. Поэтому в занятых федеральными войсками населенных пунктах российские генералы весьма охотно появлялись перед камерами в окружении жителей, которым они обещали мир, порядок и быстрое восстановление разрушенной инфраструктуры. Российские политики мечтали о ?проектах века?: о восстановлении чеченской нефтяной отрасли и инфраструктуры, не объясняя, почему же этих процветающих ландшафтов до сих пор нет на остальной территории России?

Даже, если оставить в покое обещания, порядок установленный на занятой российскими войсками территории тоже весьма своеобразен. Многие беженцы жалуются, что русские при проходе через контрольно-пропускные пункты требуют у них деньги, а если денег нет, то отбирают ценные вещи или даже продукты. Если люди отказываются, их избивают, машины расстреливают, а вещи отнимают силой. И это еще не самое страшное. 17 января на дороге в Урус-Мартан были найдены четыре расстрелянных чеченца. Их машина была полностью разграблена, ни денег, ни ценных вещей при них не осталось. На месте преступления были обнаружены следы от российского грузовика, несколько бутылок из-под водки и фляжка российской армии.

Если все ужасы, о которых рассказывают жители, правда, то Россия нарушает все возможные договоренности о соблюдении прав человека. В отличие от боснийской войны, в Чечне пока нет свидетельств массовых расправ, и российские войска не гонят чеченцев со своей земли, как изгоняли сербы косовских албанцев. Однако количество случаев нападения на мирное населения настолько велико, что для многих чеченцев ?антитеррористическая операция? уже превратилась в террористическую.

Источник: Die Zeit


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru