Frankfurter Rundschau | 3 февраля 2003 г.
В ожидании решения Москвы
Флориан Хассель
Иногда даже близкое будущее скрыто в туманной дали. Прошло почти пять месяцев, как премьер-министр России Михаил Касьянов на саммите ООН пообещал продвигать договоренности, достигнутые в Йоханнесбурге. "Россия подписала Киотский протокол, теперь мы готовим его ратификацию. Ратификация состоится в ближайшем будущем".
Своим заявлением от 3 сентября Касьянов обрадовал защитников окружающей среды во всем мире. Но Киотский протокол о сокращении выброса в атмосферу углекислого газа, подписанный в декабре 1997 года, вступит в законную силу только после того, как его ратифицирует российский парламент и подпишет президент Владимир Путин. Протокол перестанет быть просто бумагой, если его ратифицируют страны, на долю которых в общей сложности приходится не менее 55% выбросов углекислого газа от уровня 1990 года. До сих пор его ратифицировали страны, на долю которых приходится только 40% выбросов. Однако цель будет достигнута, если к ним присоединится Россия, квота которой составляет 17,4%.
После того как США, страна, более других загрязняющая атмосферу, в марте 2001 года отказалась ратифицировать протокол, Москва играет в этом деле ведущую роль. Но с тех пор все новые и новые ее заявления о предстоящей ратификации Киотского протокола остаются без последствий. Тот, кто после заявления российского премьера в Йоханнесбурге поверил, что Россия ратифицирует документ хотя бы до конца 2002 года, снова был введен в заблуждение. И в новом году до ратификации пройдут, в лучшем случае, месяцы. "Мы, депутаты, не можем ничего сделать, чтобы быстрее ратифицировать Киотский протокол, - сказал нашему корреспонденту Александр Косариков, заместитель председателя Комитета по охране окружающей Государственной думы, нижней палаты российского парламента. - Только правительство может внести необходимые документы в парламент. До сих пор этого не произошло". И не произойдет в ближайшие дни.
Когда ответственный за эту сферу вице-премьер Виктор Христенко 17 января вместе с другими министрами хотел дать благословение данным документам, оказалось, что они не готовы. Как утверждает депутат Косариков, документы окажутся на столе вице-премьера не раньше, чем через три недели. "Но возможно, что министерства и далее будут затягивать дело или Христенко еще раз отправит документы на доработку", - говорит депутат.
Однако даже если правительство внесет все документы в Думу, нет уверенности, что она одобрит Киотский протокол. Поскольку Кремль в Думе и в Совете Федерации, верхней палате парламента, располагает уверенным большинством. Решающие политические сражения состоятся не в парламенте, а в министерствах. То, что там необходимые документы для ратификации Киотского протокола опять будут "не готовы", уже давно в порядке вещей.
В апреле 2002 года премьер Касьянов поручил министерствам представить необходимые документы самое позднее через три месяца. Но ничего не произошло. В России не только министерства, если они хотят торпедировать утвержденную правительством политику, используют тактику "неготовых" документов, а даже сам Кремль: Он раздает прекрасные обещания ? как в случае с Киотским протоколом Европе ? а их несоблюдение с извинениями объясняет неподготовленностью документов.
Москва не спешит с ратификацией Киотского протокола, и это имеет под собой простую причину: для правительства речь идет не о климате, а о деньгах. Россия, чья промышленность из-за экономического спада выбрасывает сегодня в атмосферу на четверть меньше углекислого газа, чем в конце советской эры, хочет продавать квоты на загрязнение атмосферы другим странам по самой высокой цене. Однако после того как США отказались ратифицировать Киотский протокол и тем самым вышли из числа возможных покупателей российских квот, "Россия теряет потенциальный рынок своих квот. Вместе с тем исчезает экономический стимул для ратификации Киотского протокола", сказал на саммите ООН в Йоханнесбурга заместитель министра экономики Мухамед Циканов.
То, что Киотский протокол должен служить скорее окружающей среде, а не казне, этого мнения в Москве придерживается меньшинство ? защитники окружающей среды, не имеющие никакого влияния. Когда в конце ноября 2002 года проходила презентация "Национального доклада о проблемах изменения климата", отвечало за него не бывшее Министерство окружающей среды, деградировавшее до отдела Министерства природных ресурсов, а Министерство экономики.
В первой части этой путеводной инструкции по российской политике климата защитники окружающей среды и специалисты из МЧС предостерегают: Россия ни в коем случае не должна видеть в глобальном потеплении только преимущества, такие, как сокращение отопительного сезона на севере до одного месяца или возможность дополнительного урожая в других регионах. Если в Сибири растает вечная мерзлота, то дома, например, в Якутске или Воркуте, в основном пятиэтажки, на четверть уйдут под землю. В Западной Сибири и на Европейском Севере России опоры нефте- и газопроводов могут осесть, и трубопроводы разорвет - с гораздо более катастрофическими последствиями для окружающей среды, чем сегодня. Таяние льдов и увеличение количества осадков в виде дождя умножат число наводнений; другим регионам России, напротив, будет угрожать засуха. Однако вопреки этим предупреждениям основная часть доклада посвящена возможным доходам. В итоге об окружающей среде забыто. Вместо этого "Российская Федерация (...) должна быть заинтересована в продвижении идеологии получения экономической компенсации за услуги в области окружающей среды". Ежегодно Россия могла бы продавать другим странам квоты на выброс углекислого газа в атмосферу Земли в размере 600 млн т, считают эксперты, и пророчат цену от 12 до 27 долл. за тонну.
На самом деле право на выброс одной тонны углекислого газа продается на рынках за 5 долл., сообщило агентство Reuters, когда в начале декабря 2002 года Словакия первой среди других стран продала одной японской торговой фирме право на выброс этого вещества. Япония является потенциальным заказчиком и для России. Москва уже в конце июня 2002 года предлагала Токио продать право на выброс миллиона тонн двуокиси углерода, сообщало тогда японское агентство Kyodo.
Однако эти цифры ? просто мелочь по сравнению с перспективами, которые сулит России партнерство с США в области энергетики. Если в будущем США станут закупать большую часть нефти и природного газа у Москвы, это означает солидное увеличение российского бюджета. В качестве платы за это Джордж Буш мог бы потребовать от Владимира Путина не ратифицировать Киотский протокол. Основа такого предположения появилась 17 января, когда вице-премьер Христенко как бы разочарованно установил, что необходимые документы для ратификации Киотского протокола "не готовы".
Ответственным за их подготовку и разработку российской политики в области климата является Александр Бедрицкий, руководитель Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Бедрицкий в тот же день дал совместную пресс-конференцию с одним высокопоставленным дипломатом из американского Министерства иностранных дел. Харлан Ватсон, главный посредник США в вопросах климата, и Бедрицкий сообщили о создании общей рабочей группы. Первое свое заседание она должна провести в апреле. Основная проблема повестки дня: "Общая стратегия по вопросу изменения климата". Позиция Ватсона известна: вопрос о возможной ратификации Киотского протокола США намерены решать не раньше, чем в 2012 году.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях