Статьи по дате

The Christian Science Monitor | 3 февраля 2005 г.

"Атмосфера страха" тормозит российскую экономику

Фред Уэйр

Представители бизнеса говорят, что официальный доклад об итогах приватизации может привести к многократному повторению того, что произошло с ЮКОСом

Резкий спад российской экономики после недавнего бума заставляет представителей бизнеса, экономистов и даже некоторых чиновников говорить о том, что это, возможно, связано с отношением Кремля к частным компаниям.

На прошлой неделе архитектор российской приватизации 1990-х годов Анатолий Чубайс заявил, что в российском бизнесе царит "атмосфера страха". Что тому виной? Агрессивная политика Кремля, примерами которой являются фактическая ренационализация нефтяного гиганта ЮКОС, сообщения о том, что тайная полиция занимается шпионажем в частных компаниях, официальный пересмотр того, каким образом крупные компании приобрели собственность.

"Такой тяжелой ситуации не было ни разу за 15 лет, - отметил Чубайс. - Когда предприниматели не знают, что будет, они основываются на пессимистичном сценарии".

На этой неделе на Всемирном экономическом форуме в Давосе советник Кремля Аркадий Дворкович признал то, о чем многие экономисты догадывались уже не один месяц: с лета прошлого года экономический рост в России резко замедлился и, согласно прогнозу, в наступившем году составит около 4% - вдвое меньше, чем в первый год президентства Владимира Путина. Дворкович добавил, что "нам необходимо восстановить доверие к тому, что делает государство".

Едва ли новости могли быть хуже для Путина. Пять лет назад он пришел к власти, обещая дать толчок оставшейся от советских времен экономике с помощью реформ и рыночной модернизации. Но бюрократические злоупотребления, а в особенности захват государством ЮКОСа, которого Путин обещал не допустить, подорвали доверие бизнеса и спровоцировали уход жизненно необходимого инвестиционного капитала.

"У нас нет экономического роста, несмотря на очень благоприятные внешние условия", включая высокие цены на нефть, главный предмет российского экспорта, говорит Антон Струченевский, экономист ведущей московской инвестиционной фирмы "Тройка Диалог". "Экономика находится в застое. Уровень неуверенности высок, а неуверенность подразумевает отмену многих инвестиционных планов".

Появление Путина в Кремле приветствовали многие либералы, которые говорили, что обещанные им стабильность и порядок высвободят рыночные силы, способные изменить лицо экономики. Но все более жесткое правление Путина, похоже, приводит к противоположным результатам.

"Когда Путин пришел к власти, мы надеялись, что сможем двигаться вперед, имея политически стабильную власть и реформаторское большинство в Думе, - говорит ректор московской Высшей школы экономики Евгений Ясин. - Но теперь мы видим нарастающий конфликт между властями и бизнесом. Спектр возможностей сужается".

ЮКОС, когда-то самая доходная российская компания, поставлен на грань банкротства в результате обстрела налоговыми претензиями на общую сумму 29 млрд долларов. Основатель компании Михаил Ходорковский больше года находится в тюрьме по обвинениям, связанным с незаконной приватизацией и неуплатой налогов, хотя многие эксперты утверждают, что он стал жертвой преследований по политическим причинам. В конце прошлого года главное подразделение ЮКОСа - "Юганскнефтегаз", ежедневно добывающий больше нефти, чем Ливия, - было продано со скидкой на закрытом аукционе государственной нефтяной компании "Роснефть".

Недавно российское деловое сообщество встревожили аналогичные налоговые претензии, хотя и на меньшие суммы, к другим компаниям, включая телекоммуникационный гигант "Вымпелком" и Japan Tobacco International. "Новые налоговые претензии свидетельствуют о том, что кто-то в государстве хочет продемонстрировать свою способность добраться до любого сектора бизнеса", - говорит Струченевский.

На этой неделе премьер-министр Михаил Фрадков объявил об увеличении финансирования ФСБ на 25%, отчасти из-за того, что спецслужба должна следить за частными компаниями. Фрадков заявил, что государство требует от ФСБ самой свежей информации, позволяющей создавать равные условия для конкуренции, развивать бизнес и формировать благоприятный инвестиционный климат.

Представители бизнеса утверждают, что внимание со стороны властей редко бывает полезным и плодотворным. "Бюрократы делают что хотят, - говорит Евгений, частный предприниматель из сельскохозяйственного сектора, просивший не называть его фамилию. - Захваты происходят все чаще. Если у тебя нет "защиты", ты можешь потерять компанию". По его мнению, лучшим способом избежать проблем является включение местных чиновников в число партнеров. Евгений говорит, что не знает, кто в этом виноват, но "в России все начинается сверху".

Еще одним фактором, вызывающим беспокойство бизнеса, является официальный доклад об итогах приватизации 1990-х годов, подготовленный Счетной палатой РФ. Доклад должен быть обнародован в марте. По словам экспертов, яростная борьба вокруг доклада привела к тому, что его публикация трижды откладывалась. На этом фоне глава Счетной палаты, лояльный Кремлю Сергей Степашин в декабре ушел в отставку, но был вновь назначен Путиным на этот пост.

"Есть силы, которые хотели бы использовать доклад в своих целях, с этим и связаны задержки", - говорит Игорь Юргенс, вице-президент Союза промышленников и предпринимателей, лоббирующего интересы крупного бизнеса.

Юргенс, который утверждает, что читал "около 70%" пока секретного документа, говорит, что в окончательной версии авторы доклада возлагают вину за распродажу лучших российских активов частным лицам по сниженным ценам на бюрократов и плохое законодательство, а не на бизнесменов.

Но либеральная газета "Коммерсант", утверждающая, что добыла копию проекта доклада, пишет, что главной целью документа является восстановление права собственности за государством в спорных случаях. Таким образом, доклад "может служить основанием для массового пересмотра итогов приватизации".

Несмотря на экономический спад и напряженность в отношениях между государством и бизнесом, кое-кто продолжает верить в Путина. "Я не думаю, что нас ожидают новые дела, подобные "делу ЮКОСа", - говорит Юргенс, не раз встречавшийся с Путиным. - Действительно, в нашей несовершенной демократии роль первого человека чрезвычайно велика. Но я уверен, что инстинкты Путина - на стороне свободного рынка".



facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru