Статьи по дате

Die Zeit | 3 февраля 2005 г.

Западное чудо-оружие: приветливость и мясо для всех

Йоханнес Фосвинкель

15 лет пребывания McDonald's в Москве

Эйфория была чудовищная, когда 15 лет назад напротив памятнику народному поэту Александру Пушкину впервые вспыхнули две золотистые дуги - символ далекой и заманчивой планетарной системы, вращавшейся вокруг капитала и котлет. Свой первый филиал в Советском Союзе McDonald's открыл 31 января 1990 года, и он до сих пор остается самым прибыльным во всем мире: иногда сотни его сотрудников обслуживают в день более 40 тысяч посетителей.

Вместе со светлым стеклянным комплексом, который казался очень уютным по сравнению с замшелыми, пещерными московскими кафе, располагавшимися в подвалах, вместе с улыбающимися лицами обслуживающего персонала пришла новая эра. До тех пор советский сервис отличался в основном тем, что игнорировал клиента, облаивал и презирал его. Поэтому McDonald's придавал большое значение тому, чтобы его сотрудники не имели опыта советского общепита. Непривычная быстрота и приветливость за металлической стойкой, выражавшиеся в магических формулах "Спасибо" и "Всего хорошего", пленяли клиентов, которые впервые почувствовали себя таковыми.

McDonald's посереди Советского Союза стал островком недостижимой западной жизни. Островком, который был открыт для всех за рубли, а не за доллары. В этой сказочной стране с молочными реками и кисельными берегами граждане никогда не переставали быть новыми гражданами мира, тогда как в соседних магазинах мяса хватало в лучшем случае только для родственников их директоров. Скептики предрекали ресторану скорое ограничение ассортимента одними жирными сосисками и такой же скорый конец.

Однако McDonald's проигнорировал неполноценный рынок продуктов, построил собственную гигантскую ферму и даже внес свой вклад в развитие малого бизнеса: В первые годы вокруг Пушкинской площади возник оживленный вторичный рынок биг-маков и картофеля фри, где бойкие юноши предлагали свой товар спешащим водителям и прохожим - соответственно, с наценкой. Повсюду в Москве продавались фальшивые биг-маки и картофель фри.

Ресторан быстрого питания после Красной площади и Кремля стал следующим местом притяжения туристов. Сначала была очередь, стоявшая в несколько кругов вокруг Пушкинской площади и напоминавшая очередь паломников к мавзолею Ленина. Чтобы попасть в русский вариант "фаст фуда", нужно было потратить четыре часа. Первые места в очереди стали ходким товаром.

Успеху не смогло помешать даже питерское изобретение: мягкий сэндвич, который приготовлялся между двумя электродами при помощи электрического разряда всего за 40 секунд.

Периодические денежные штрафы, налагаемые городской администрацией то за недозволенное включение, то за выключение в ночное время неоновых ламп в эмблеме McDonald's менеджеры оплачивали походя. Сегодня в России имеется 127 филиалов, и 105 должны скоро открыться.

Возбужденные ораторы, которые в расцвет демократии, пришедшейся на начало 1990-х годов, превратили Пушкинскую площадь в московский Гайд-парк, разочарованные, давно убрались оттуда. А McDonald's продолжает процветать. Котлета биг-мак оказалась чуть ли не самым успешным чудо-оружием из арсенала западных ценностей.

Источник: Die Zeit


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru