Corriere della Sera | 3 февраля 2006 г.
"Военная акция уже бесполезна. Бомбу не остановить"
Андреа Никастро
Новой войны не будет. Не будет даже воздушной блицоперации, чтобы остановить ядерную программу Тегерана. Почему? "Потому что атомная бомба аятолл оправдывает американское военное присутствие в Персидском заливе по меньшей мере на ближайшие сто лет". Генерал Карло Джин, председатель итальянского Центра оборонных исследований, говорит о безопасности. "Вероятно, даже желая разрушить иранские ядерные объекты, Соединенные Штаты не смогли бы этого сделать. Они находятся настолько глубоко под землей, что в ходе воздушного рейда пришлось бы использовать новые атомные проникающие бомбы, модифицированные B86".
- И Вашингтон не готов нарушить ядерное табу?
- Думаю, Вашингтон не пойдет так далеко, поэтому не будет никаких бомбардировок.
Джин, помимо прочих высоких постов, занимает должность итальянского комиссара по безопасности радиоактивного материала и директора программы по наблюдению за уже закрытыми ядерными объектами. Он встретился с корреспондентом Corriere во время конференции в Риме по европейским мерам борьбы с террористической угрозой.
- Генерал, но иранская ядерная программа действительно нацелена на создание атомной бомбы?
- Тегеран хочет иметь не только обогащенный уран, но "тяжелую воду". Первый необходим для ядерных стрежней на АЭС, но "тяжелая вода" служит лишь для создания водородной бомбы. Делайте выводы.
- Почему Иран не имеет права на свою атомную бомбу?
- Он присоединился к Договору о ядерном нераспространении.
- Но ведь не многие в мире соблюдают этот договор?
- Дело вот в чем. Задаваясь вопросом, что Иран будет делать с бомбой, выдвигаются три предположения. Он может использовать ее как средство сдерживания. В том смысле, что ядерное государство нельзя припереть к стенке. Но, если Соединенные Штаты не наносят удар сегодня, нет смысла сдерживать их в дальнейшем. Вторая теоретическая польза от бомбы - демонстрация собственной мощи: путем нанесения ядерного удара по Израилю, например, или для захвата нефтяных месторождений у соседей. Однако в этом случае, и иранцы прекрасно осознают это, на следующий же день Вашингтон превратит Иран в руины. Даже безумец не подумает использовать ядерную бомбу таким образом.
- И третье предположение?
- Передать атомную бомбу террористам. Но риск велик. В первую очередь потому, что террористы могут восстать против самих же аятолл. Кроме того, они опять же ставят себя под угрозу самых суровых ответных мер со стороны США.
- Если атомная бомба бесполезна, зачем так упорствует Тегеран, а президент Джордж Буш повышает тон?
- Аятоллы рассчитывают компенсировать существование израильской бомбы, чтобы достичь таким образом паритетных позиций, с которых более выгодно вести переговоры. Что касается американского президента, мне не кажется, что он слишком повысил голос. Более того, если кто-то чрезмерно разволновался, так это европейцы, потому что они выступают за демонтаж предприятий по обогащению урана, в обход Договора о ядерном нераспространении. Немецкая, французская и британская дипломатии настроены патетически: они заранее отказались от применения силы.
- Усилия европейцев оказались напрасными, теперь очередь за Соединенными Штатами. Какие шаги они предпримут?
- Двусторонние соглашения, как они поступают всегда. Они согласятся с наличием атомной бомбы, заключив договоренности, это мое предположение, об использовании Ормузского пролива или об отказе Ирана участвовать в перевооружении Ирака. Но, прежде всего, они добьются от Ирана, теперь уже ядерной державы, согласия на присутствие США в Персидском заливе.
- А без иранского согласия они уйдут из этого региона?
- Конечно же, нет, США останутся в Багдаде. Просто иранская атомная бомба делает их пребывание в этой зоне законным в глазах арабских стран и Турции. Оно становится элементом стабилизации, а не оккупации, с которой следует покончить как можно скорее.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях