InoPressa: тема дня | 3 февраля 2014 г.
Кличко пытается войти в одну весовую категорию с Януковичем
Обзор прессы
Выйдя на работу после четырех дней на больничном, президент Украины обнаружит, что у него поубавилось сценариев: претендующий на роль лидера оппозиции Виталий Кличко сорвал аплодисменты на Мюнхенской конференции, ЕС обещает финансовую помощь в противовес давлению Москвы, но, как всегда, на жестких условиях, а Путин наращивает прессинг, не собираясь "отдавать" Украину даже под угрозой хаоса и дефолта.
На полях Мюнхенской конференции по безопасности европейские и американские дипломаты обсудили возможность предоставления Украине финансовой помощи, которая призвана уравновесить давление со стороны Москвы. План экономического содействия украинскому правительству может стать самым серьезным ходом ЕС и США после отказа Януковича подписать Соглашение об ассоциации с Брюсселем, сообщает The Wall Street Journal.
Глава дипломатии ЕС Кэтрин Эштон сказала, что Запад разрабатывает план финансовой помощи Украине, отметив, что "цифры будут не маленькими", но деньги будут выделены при условии, что правительство страны согласится на проведение экономических и политических реформ. В частности, к условиям относятся мирное разрешение конфликта и согласие Януковича разделить власть со своими критиками.
Геополитическая борьба Запада и России уже привела к столкновениям на улицах Киева, и противники Януковича жалуются на жестокость властей и запугивания со стороны полиции и нанятых властями бандитов, пишет издание, излагая историю одного из лидеров протестного движения - Дмитрия Булатова.
"Никто не даст им денег, если они не будут проводить экономические и политические реформы, потому что это будут деньги, выброшенные на ветер, - сказал изданию высокопоставленный американский чиновник. - Цель всего это - дать понять украинцам, что мы будем рядом, пока они идут по этому нелегкому экономическому пути, и что мы не дадим им сорваться в дефолт".
Источники WSJ в американской администрации утверждают, что план помощи Украине может быть разработан всего за две недели. Западу лишь требуется узнать состав переходного правительства и убедиться, что оно уполномочено сотрудничать с МВФ.
Журналист Der Spiegel Маттиас Гебауэр прокомментировал спонтанный визит украинского политика Виталия Кличко на международную конференцию по вопросам безопасности в Мюнхене. "Если судить по итоговым аплодисментам, продолжавшимся аж две минуты после короткой речи Кличко, бывший чемпион мира по боксу стал явным победителем".
За 24 часа в Мюнхене политик встретился с целым рядом самых влиятельных участников конференции, в том числе с госсекретарем США Джоном Керри, главой МИДа Германии Штайнмайером, уполномоченной ЕС по вопросам внешней политики Кэтрин Эштон и чуть ли не со всеми министрами иностранных дел европейских стран. Госсекретарь США выразил поддержку Кличко, заявив, что "США и Евросоюз находятся на стороне украинского народа", на что министр иностранных дел России Сергей Лавров хладнокровно и, как всегда, четко ответил обвинением Запада в разжигании уличных протестов на Украине, говорится в статье.
Однако ни один министр иностранных дел не желает открыто ввязываться в конфронтацию с Украиной. Так, Штайнмайер повторил требование к Януковичу пойти на обещанные уступки оппозиции, но "высунуться из окна" дальше этого никто в Мюнхене не захотел - слишком уж разобщена хрупкая коалиция украинской оппозиции, слишком неясны ее цели, пишет корреспондент, добавляя, что европейские политики ищут посредника, которому было бы по силам держаться более-менее нейтрально.
Украинское правительство и президент должны найти компромисс с народом, заявил Виталий Кличко в интервью австрийскому изданию Der Standard. Если это им не удастся, ситуация для власти станет опасной, уверен Кличко: "Президент, который не прислушивается к собственному народу, ходит по тонкому льду".
Также оппозиционер высказался за введение санкций против украинских чиновников, ответственных за нарушения прав человека. Таких чиновников десятки, сказал Кличко, и на них следует наложить санкции.
"Оппозиция будет оставаться на Майдане до тех пор, пока президент не найдет и не предложит компромиссы для людей", - заключил Кличко: украинцы должны знать, что "у них есть перспективы и надежное будущее".
Сегодня, вернувшись на работу после четырех дней на больничном, президент Янукович обнаружит, что у него поубавилось сценариев для урегулирования политического кризиса, полагает The New York Times. "Возможно, теперь перед ним встанет выбор: либо неизбежно-кровавый разгон антиправительственных митингующих, либо частичный отказ от власти, чтобы он остался президентом, но его оппоненты получили полномочия для прокладки проевропейского курса", - пишет журналист Дэвид М.Хершенхорн.
В последние дни позиции Януковича заметно ослабли. Кремль приостановил антикризисный кредит, а отставка правительства продемонстрировала, что Янукович приносит в жертву некоторых из верных союзников, но попытка задобрить критиков, предложив им высокие посты, не удается. Уступки не умиротворили оппозицию - наоборот, она расхрабрилась.
В субботу западные чиновники тепло приняли лидеров украинской оппозиции на Мюнхенской конференции по безопасности. В воскресенье лидеры заявили на Майдане, что не пойдут на компромиссы, которые не дают им полного контроля над правительственными органами, включая МВД.
Теперь лидеры оппозиции заявляют, что согласятся только на "политическую капитуляцию" Януковича (формулировка Хершенхорна), которая позволит им заново договориться о соглашении с ЕС и попросить МВФ о помощи взамен российского кредита.
Россия повысила градус словесной войны с Западом, обвинив европейские государства в двойных стандартах из-за их поддержки протестующих на Украине, пытающихся свергнуть президента Виктора Януковича, пишет The Sunday Times.
"Почему не слышно осуждающих голосов в адрес тех, кто захватывают и до сих пор удерживают административные здания, нападают на полицейских, поджигают их, выступают с расистскими, антисемитскими и нацистскими лозунгами? - заявил на конференции по международной безопасности в Мюнхене российский министр иностранных дел Сергей Лавров. - Почему многие видные и поощряют подобные действия, хотя у себя дома немедленно и жестко пресекают любые подобные отступления от буквы закона?"
Госсекретарь США Джон Керри заявил, что Америка поддерживает борьбу Украины за демократию. Он поговорил в Мюнхене с лидерами оппозиции Аркадием Яценюком и Виталием Кличко. Белый дом подтвердил, что обсуждает возможность введения санкций против Киева, сообщает издание.
"Украина в выходные пребывала в тупике, после того как Янукович, который пользуется поддержкой Кремля, пошел на некоторые уступки демонстрантам, желающим сближения с Европой, но отклонил их главное требование - о проведении новых выборов", - отмечает автор.
По словам источников, близких к Януковичу, его нежелание объявлять выборы вызвано стремлением избежать участи Юлии Тимошенко, над которой он одержал победу на выборах 2010 года и которая ныне отбывает семилетний срок в тюрьме.
"Как Россия борется за восстановление контроля над Украиной", пишет Саймон Шустер, постоянный автор американского Time.
На российско-украинской границе, "выполняя указания Москвы, таможенники заставили украинские грузовики встать на стоянку, разгрузить груз и ждать на морозе, пока груз дотошно проверяли поштучно", говорится в статье. "Большинство машин все еще стоит там с включенными моторами, чтобы не замерзнуть", - сказал спустя почти три дня представитель национальной ассоциации украинских дальнобойщиков.
По мнению автора, действия таможенников были "сигналом украинскому президенту". Официальная Москва испугалась за свой контроль над Украиной и прибегла к разнообразному нажиму: не только "задушила приток товаров", но также заморозила антикризисный кредит и "начала информационную войну, обвиняя США в финансировании революции". Автор также утверждает: "Тем временем кремлевские чиновники начали призывать Януковича применить силу против революционеров".
Российский дипломат Андрей Климов сказал в интервью журналу, что Россия просто ищет ясности: "Нам нужно знать, с кем мы имеем дело на Украине" (после отставки правительства).
Советник Путина Сергей Глазьев "призвал Януковича немедленно подавить мятеж", как пишет Шустер. Издание приводит цитаты из интервью Глазьева журналу "Газпром": "Либо Янукович защищает украинскую государственность и подавляет мятеж, (...) либо он рискует потерять власть, и тогда Украину ждет нарастающий хаос и внутренний конфликт, из которого не видно выхода".
Затем Глазьев "возложил вину на коварный Запад", пишет Шустер. Глазьев сказал: "Мы недооценили напор и натиск, недооценили американскую геополитику, смысл которой на постсоветском пространстве традиционно британский, образца 200-летней давности, - "разделяй и властвуй".
Со своей стороны, дипломат Климов уверяет, что у блокады нет политических мотивов: "Когда немытые мужчины с дубинками занимают правительственные министерства и творят бог знает что, конечно, начнешь более внимательно проверять товары, поступающие из этой страны". По его словам, любое западное государство поступило бы точно так же, передает журналист.
Но в более широком смысле Климов признает, что Россия применяет все доступные средства, чтобы "довести до украинского народа, какой путь для него более естественный", говорится в статье.
На киевских площадях Россия уже стала врагом, считает автор, ссылаясь на плакаты типа "Россия, руки прочь от Украины!". Шустер заключает: "Хотя у России пока есть шанс, она отчаянно борется за восстановление своего контроля".
Как бы то ни было, Янукович "после отставки правительства и начала российской блокады прекратил переговоры с лидерами протестного движения", говорится в статье. "Теперь для него основной вариант действий - подавление демонстраций. Вариант, очень похожий на тот, который ему велел задействовать советник Путина", - подытоживает Шустер.
10 лет назад в рамках расширения Европейского союза и в свете собственной "оранжевой революции" Украина, казалось, начала движение в направлении демократии и сближения с Европой, пишет Леонардо Морлино в L'Espresso. В эти годы США, ЕС и Германия были главными щедрыми донорами страны (особенно в 2003-2010 годах). Осуществлялась и международная деятельность по стимулированию прав человека и уважения к законам, сопровождавшаяся хорошими результатами в экономической сфере, говорится в статье. "Сегодня же многие комментаторы открыто говорят о гражданской войне. Оппозиция объединилась, мобилизовалась и стала весьма радикальной. Ситуация, по-видимому, вышла из-под контроля Януковича".
"Перелом произошел в феврале 2010 года, когда был избран нынешний президент, - полагает автор. - Он постепенно изменил политический порядок в стране: в тюрьме оказались Юлия Тимошенко и бывший министр внутренних дел Юрий Луценко. Одновременно более жестким стал контроль не только над прокуратурой, но и над финансовой самостоятельностью СМИ. Иными словами, Украина за несколько лет превратилась в полуавторитарный режим".
"В сфере внешней политики Янукович продолжал вести переговоры по ассоциации с ЕС. Если бы соглашение было подписано, Украина интегрировалась бы в европейский рынок, что привело бы к реструктуризации экономики, управления и в перспективе к изменению самого украинского общества", - отмечает автор статьи.
"Однако Янукович сформировал альянс с Путиным, что лишило оппозицию пространства. Удаление от Европы означает усиление контроля президента над всем социальным пространством. Оппозиция усмотрела в этом самую большую опасность: переход от гибридного режима к реальным формам авторитаризма - как в Белоруссии и России, - пишет автор. - Таким образом, оппозиция должна была вмешаться. Репрессивная реакция президента лишь подтвердила правоту оппозиции, ставшей более сплоченной и радикальной".
Также по теме:
Обвинения в похищении одного из лидеров протестного движения звучат в адрес властей Украины (The Wall Street Journal)
Украинские активисты: "Занятые здания мы не сдадим" (Die Presse)
Порошенко: "Мы готовы перенять ответственность" (Die Presse)
Лидер украинской оппозиции предупредил о том, что Янукович не уйдет с поста добровольно (Financial Times)
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях