Статьи по дате

Financial Times | 3 января 2001 г.

Центральная Европа возрождается, а России предстоит тяжелая работа

Стефан Уэгстил

Европейские развивающиеся рынки, в минувшем году испытывавшие на себе негативное влияние коллапса глобальных технологических акций, в предстоящие 12 месяцев могут начать восстанавливаться, если инвесторы обратят больше внимания на основные экономические тенденции, наблюдающиеся в регионе.

В прошлом году экономики этого региона, подталкиваемые впечатляющим подъемом, происходившим в России, росли быстрее, чем в любой другой период за все время с момента падения Берлинской стены.

Объем российского ВВП увеличился на 7% благодаря резкому росту цен на нефть и положительному влиянию девальвации 1998 года, давшей промышленности страны стимулы для развития.

Но финансовые рынки в целом проигнорировали четырехпроцентный рост ВВП в этом регионе. Они сосредоточились на глобальных тенденциях рынка ценных бумаг. Начав терять деньги, вложенные в технологические акции, они предпочли продать свои рискованные активы и увеличить процент надежных акций, таких как американские голубые фишки.

В числе акций, быстро утративших благосклонность стремящихся избежать рисков фондовых менеджеров, оказались и акции стран центральной и восточной Европы.

Самое существенное падение произошло в России. В прошлом году индекс РТС снизился по сравнению с уровнем 1 января 2000 г. на 25%.

Индексы пользующихся большей популярностью рынков Варшавы и Праги в течение года выросли очень незначительно, всего на 2%.

Рейтинг Будапешта упал на 10%.

Это намного меньше, чем почти сорокапроцентное падение Nasdaq, индекса ведущих американских технологических акций.

Однако аналитики считают, что если бы не лопнул интернетовский пузырь, показатели фондовых рынков региона могли бы оказаться существенно выше.

Экономические перспективы региона в 2001 г. выглядят чуть менее оптимистично, чем в 2000 г.

Эффекты девальвации в России теряют свою силу, энергетические компании начинают испытывать на себе влияние наблюдающегося в последнее время снижения нефтяных цен.

ВВП может вырасти примерно на 4%, что несколько ниже, чем исключительный рост 2000 г.

При этом президент Владимир Путин пока не продемонстрировал, что он всерьез намерен проводить рыночные реформы.

Если он действительно намерен их проводить, то в ближайшее время, когда начнется реструктуризация таких крупных холдингов, как электроэнергетическая компания "ЕЭС", могут произойти существенные нарушения нормального развития экономики.

Однако без таких радикальных реформ создать более крепкую экономику невозможно.

Если Путин решит, что лучше избежать рисков, неизбежно сопутствующих реструктуризации, происходивший в последнее время рост сойдет на нет и начнется застой.

В стране по-прежнему нет эффективной банковской системы, и это еще одна задача, которую надо решить.

Экономические перспективы Европы совсем иные, и они гораздо ярче.

Предполагается, что рост экономик Европейского Союза замедлится, и вследствие этого произойдет снижение ВВП.

Рост объема ВВП в Польше, например, может составить 4% в отличие от 5% этого года.

Кроме того, если резко снизятся объемы экспорта ЕС, существует опасность того, что проблема дефицита текущих статей платежного баланса может распространиться на Польшу и другие страны.

Однако в этих странах проводятся экономические реформы, и они намерены продолжать интегрироваться в ЕС еще до своего формального вступления в Союз, которое должно произойти согласно нынешним оценкам в 2004-2005 гг.

Даже Чешская республика, некогда отстававшая от других стран Центральной Европы в области реформ быстро догоняет соседние Польшу и Венгрию и привлекает рекордные объемы прямых иностранных инвестиций.

Антуан Хмельницкий, менеджер Eastern Europe Trust, инвестиционного траста, зарегистрированного в Лондоне, говорит, что в этих странах, которым за счет приватизации удалось привлечь большие объемы инвестиций, можно ожидать вторую инвестиционную волну, поскольку в преддверии их вступления в ЕС многонациональные компании расширяют свое присутствие в Центральной Европе. Тем не менее, как и в прошлом, портфельным инвесторам не так-то просто выйти на эти рынки.

Ликвидные активы с высоким уровнем капитализации - это телекоммуникационные холдинги и банки, которых здесь не так много.

Кроме того, они исчезают, скупаемые многонациональными компаниями. Пока мало компаний выходит со своими акциями на открытые рынки, к тому же эти компании слишком малы с точки зрения фондовых менеджеров.

Владельцы, как правило, готовы продать лишь небольшую долю своей собственности.

Источник: Financial Times


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru