The Washington Post | 3 января 2001 г.
Непредвиденные опасности, связанные с российским "Шквалом"
Джон Минтц
Как Эдмонд Поуп пал жертвой интриг вокруг торпеды.
В апреле прошлого года воруженные сотруднкики российских спецслужб ворвались в номер московской гостиницы, где жил Эдмонд Поуп и арестовали изумленного капитана ВМФ США в отставке по подозрению в шпионаже, засняв обстоятельства ареста на видеопленку.
Пятидесятилетний бизнесмен Поуп приехал в Россию искать перспективные технологии. Он говорит, что до сих пор не понимает, почему его продержали восемь месяцев в Лефортовской тюрьме, построенной в восемнадцатом веке. Ему было предъявлено обвинение в хищении государственных секретов. Осенью состоялся закрытый судебный процесс. Поуп стал первым за последние 40 лет американским бизнесменом, которого Россия признала виновным в шпионаже. Его осудили на 20 лет тюремного заключения, но 14 декабря президент Владимир Путин помиловал его, руководствуясь гуманными соображениями. Сейчас предприниматель находится у себя дома в State College, штат Пенсильвания.
Арест Поупа, произведенный российской Федеральной службой безопасности, правопреемницей советского КГБ, остается запутанным делом, окутанным тайной. Бывший офицер военно-морской разведки ходил по лезвию бритвы. Он хотел купить российские технологии, которые могли оказаться полезными для Пентагона.
Источники, близкие к американской разведке, утверждают, что Поуп пал жертвой разведывательной операции, в которую оказался невольно вовлечен: канадское правительство пыталось купить несколько российских торпед "Шквал" на оборонном заводе, расположенном в Киргизии, бывшей советской республике.
Действовавшие в интересах Канады - и косвенным образом США, которым было присвоено кодовое название "младший партнер" - посредники уже были готовы начать транспортировку нового оружия.
Почему сделка не состоялась, пока точно неизвестно. Возможно, российские власти узнали о предстоящей продаже и потребовали, чтобы Киргизия ее не допустила. Другая версия состоит в том, что посредники не смогли заплатить крупную взятку, затребованную некими чиновниками.
В любом случае КГБ обратило весь свой гнев на Поупа. Он несколько лет изучал торпеды "Шквал" и находился в процессе закупки о них технической информации. Однако, как сообщают источники в разведке, он полагал, что эта покупка была одобрена российским правительством и ничего не знал о проводившейся параллельно канадской операции.
До настоящего момента о канадской сделке ничего не было известно. Кевин Карл, пресс-секретарь канадского Министерства обороны, признал, что Оттава пыталась провести "законную и получившую одобрение властей коммерческую транзакцию по приобретению этой торпеды". При этом он добавил, что между действиями Канады и Поупа "нет никакой связи".
Поуп собирается писать книгу о том, что с ним произошло, и отказывается давать интервью. Его друзья говорят, что он до сих находится в недоумении по поводу ареста.
Молниеносный удар
В центре дела Поупа находится торпеда "Шквал", страшное оружие, которое уже много лет приводит в восхищение сотрудников западных военных ведомств. Оно способно развивать под водой скорость в 300 миль в час, т.е. двигаться в пять раз быстрее всех других торпед. Один российский разработчик подводных лодок в своей статье хвастливо назвал атаку "Шквала" "молниеносным кинжальным ударом".
Эта уникальная в военно-морской истории торпеда длиной в 27 футов способна перемещаться столь быстро вследствие особой конструкции носовой части, благодаря которой по всей ее длине образуется пузырь водяного пара. Вода не касается металлической оболочки, и сила трения резко снижается.
Пентагон и его сотрудники хотят провести инженерный анализ конструкции, чтобы научиться защищаться от нее, и уже много лет пытаются добраться до "Шквала". Некоторое время назад из России были депортированы несколько британских военных экспертов, интересовавшихся этой технологией.
В ходе суда адвокаты Поупа настаивали на том, что один из вариантов этой торпеды, "Шквал-Е" подробно описан в книгах и журналах и даже выставлялся на выставках оборонной техники. Но несмотря на попытки купить торпеду, предпринятые многими правительствами, пока - насколько известно - состоялась лишь одна сделка: в середине 90-х сорок "Шквалов" были закуплены Китаем.
Распространением шикарных рекламных проспектов о "Шквале" занимались сотрудники российской оборонной лаборатории "Регион", разработавшей это оружие. Лаборатория находится в Москве, но завод по изготовлению "Шквала" и озеро, служащее испытательным полигоном, находятся на территории бедного государства Киргизия, вышедшего из состава Советского Союза и ставшего независимым в 1991 г.
"Регион", торпедный завод которого простаивал без работы, а сотрудники постоянно не получали свои зарплаты, отчаянно нуждался в продажах. Но ему разрешалось лишь рекламировать "Шквал", не продавая его. Высокопоставленные чиновники недавно переименованного российского ведомства по экспорту вооружений, "Росвооружения", утверждают, что большая часть продаж вооружения находится под их контролем, а не в ведомстве такого удаленного оборонного завода, как "Регион".
Никто из знавших Эда Поупа не представляет себе, чтобы он мог решиться играть на поле большой мировой политики.
Поуп, обычный американский парень из маленького городка в штате Орегон, вступил в ВМФ в 1969 году. Друзья описывают его как горячего патриота, инициативного и агрессивного при выполнении заданий. Они говорят, что он представлял свои идеи в России очень энергично, хотя был знаком с достаточно небольшим количеством россиян.
Как офицер разведки, Поуп специализировался на оружии государств советского блока и работал в тесном сотрудничестве с Отделом военно-морских исследований. В досье на сотрудников федеральных служб, составленном в начале 90-х гг., Поуп назван "советником по вопросам разведки и директором службы безопасности" этого отдела.
Поуп уже давно был очарован тем, насколько оригинально и даже изящно решали россияне различные технические проблемы. Он часто приводил один пример: в бою американские солдаты таскают на себе огромное количество воды и устройств для ее очистки, в то время как российские солдаты носят специальные соломинки. Когда им хочется пить, они ложатся на землю и пьют воду из луж.
Поуп вышел в отставку в 1994 г. и три года работал в Лаборатории передовых исследований Государственного университета штата Пенсильвания, тесно сотрудничающей с Отделом военно-морских исследований. В это время он наладил тесное сотрудничество между российскими и американскими инженерами, занимающимися разработкой технологий и вооружений. В 1997 г. он начал заниматься бизнесом, но сохранил за собой должность консультанта в этой лаборатории.
Поиски
В 90-х годах Поуп десятки раз приезжал в Россию. Ему легко удавалось уговорить российских инженеров и директоров заводов рассказывать ему о своих технологиях, некоторые из которых были достаточно секретными. После развала коммунизма заводы и лаборатории пытались найти для себя какой-нибудь бизнес.
"Эд организовывал встречу с группой инженеров, и на нее могло прийти даже больше людей, чем он приглашал, а еще часть стояли в очереди за дверью, - рассказал один из его близких друзей. - Эд пытался узнать о технологиях как можно больше... Он как бы говорил: "Задери свою юбку, тогда и я задеру свою".
Однако многие россияне относились к Поупу враждебно. Некоторые из тех, кто имел с ним дело, говорят, что он много рассказывал о том, какие средства он мог бы получить у ВМФ США на реализацию различных проектов, но редко выполнял свои обещания.
"Многие россияне сердились на Поупа, потому что он много говорил и размахивал деньгами, а потом ничего не давал", - заявил один из тех, кто наблюдал за его действиями. Поуп через посредников отказался дать свои комментарии; его друзья утверждают, что у него были благие намерения, просто на то, чтобы реализовать подобные сделки, уходят годы.
Источники сообщают, что даже после того, как Поуп вышел в отставку, офицеры военно-морской разведки просили его сообщить им информацию, добытую им о "Шквале" и других российских технологиях.
В конце концов Поуп занимался своими исследованиями в области технологий "Шквал", имея на руках кучу путанных контрактов, некоторые из которых он заключил с правительством США, некоторые были частными, или по крайней мере выдавались за таковые. "Регион" рассматривал возможность сделать Поупа консультантом по маркетингу "Шквала" для иностранных покупателей.
В 1999 г. он также заключил с "Росвооружением" контракт о переводе на коммерческую основу различных технологий, применяющихся при производстве "Шквала". Одной из подписавших контракт сторон было российское правительственное экспортное агентство "Российские технологии". На суде адвокаты Поупа приводили этот контракт в качестве доказательства того, что у него было официальное разрешение изучать эти технологии.
"Он думал, что все открыто" в отношении "Шквала", утверждает Кит МакКлеллан, партнер Поупа по компании, занимавшейся реализацией этого контракта.
Кроме того, Поуп заключил контракт на $178 000 с Отделом военно-морских исследований по изучению возможных применений при производстве коммерческих паромов двигательной установки "Шквала", извергающей крошечные пузырьки газа, благодаря которым торпеда оказывается в воздушном мешке.
Более того, в рамках своего сотрудничества с Лабораторией продвинутых исследований Поуп заплатил $30 000 одному московскому ученому, участвовавшему в разработке "Шквала". Поуп искал информацию о двигателе одной из новых версий торпеды, а также новом топливе, в состав которого входит металлическая пыль.
Это были секретные сферы, и недавно сотрудникам западных разведслужб стало известно, что за несколько месяцев до ареста Поуп попал в список, состоящий примерно из десятка американских и европейских экспертов в области обороны, которым ФСБ было готово представить уголовные обвинения в том случае, если они будут продолжать свою деятельность.
"Насколько мне известно, Эд Поуп был не шпионом, а бизнесменом, - заявил член палаты представителей Джон Е. Петерсон, избранный в Пенсильвании, в городе, где живет Поуп, три месяца добивавшийся его освобождения. - Но он имел дело с очень важной для России технологией... Я не знаю, что произошло на самом деле. Если бы я не был уверен, шпион он или нет, я мог бы изучить это дело и сказать, что он им не был".
Неприятные встречи
Во время своих последних поездок в Россию Поупу пришлось пережить несколько неприятных встреч. Впервые за долгие годы за ним было установлено наблюдение. К нему приходили незнакомцы, представлявшиеся то сотрудниками служб безопасности, то бандитами, и требовали заплатить им, если он хочет продолжать заниматься своим бизнесом.
"Они хотели долю, - сказал Петерсон. - Они настаивали, но он отвечал отказом... Он не испугался".
По мнению источников в американской разведке, эти люди ошибочно думали, что Поуп имеет отношение к попытке Канады купить "Шквал". Оттава наняла неких европейских посредников, которые должны были купить по крайней мере пять торпед, а также испытательное оборудование, чертежи и тому подобное. Американские и британские военно-морские разведки действовали в качестве младших партнеров Канады. Российские и киргизские чиновники знали, что посредник представляет интересы западных покупателей, но не более того.
Общий объем сделки составлял порядка $6-10 млн, посредники должны были получить хороший гонорар. Переговоры растянулись на два года, но в начале прошлого года казалось, что контракт уже близок к заключению.
Как рассказал источник в разведке США, в последний момент "Росвооружение" и КГБ запретили заключать эту сделку. Они смогли это сделать, потому что российские и киргизские службы безопасности тесно сотрудничают между собой. Россия сохранила влияние над небольшим соседним государством, а "Регион" находится в Москве.
По мнению американских источников, отчасти "Росвооружение" разозлилось потому, что некая зарвавшаяся бывшая республика решила продавать советское вооружение, не обсудив предварительно этот вопрос с Россией. Кроме того, по словам источников в западных разведслужбах, посредники и продавцы из "Региона" не заплатили чиновникам "Росвооружения" затребованный последними гонорар. Такие гонорары часто выплачиваются довольно-таки скрытно; редко удается точно установить, кому именно достаются деньги.
Другая причина состоит в том, что с момента вступления бывшего сотрудника КГБ Путина в должность президента возрождающаяся российская тайная полиция пытается продемонстрировать свою силу.
Директор ФСБ Николай Патрушев заявил, что как показало дело Поупа, "иностранные бизнесмены-шпионы свободно работали в мутных российских водах, за копейки скупали технологии, разработкой которых занимались тысячи людей. Делом Поупа Россия доказала, что этому положен конец".
3 апреля, через несколько недель после того как была сорвана канадская сделка, в гостиничный номер Поупа ворвались сотрудники ФСБ. Они задержали его и еще двоих человек: гражданина США, эксперта по подводным двигательным установкам из пенсильванской лаборатории Дэниэля Кьели и московского ученого, занимавшегося разработкой "Шквала", Анатолия Бабкина.
ФСБ заставила Кьели и Бабкина сознаться в том, что они продавали государственные секреты. Кьели был освобожден. Бабкин сначала дал показания против Поупа, потом отказался от них и заявил, что американец не совершил ничего противозаконного. Кроме того, Бабкин передал независимому российскому телеканалу НТВ пленку с записью того, как сотрудники ФСБ угрожали послать его в "сибирский лагерь", если он не будет придерживаться своих первоначальных показаний.
Поуп в это время ходил и делал отжимания в своей крошечной камере, испытывал частые головокружения и мучительные головные боли. Его жена Шерил боялась, что это симптомы тяжелого заболевания щитовидной железы или даже рецидив рака костей.
Источники из разведслужб утверждают, что чиновники военно-морской разведки должны были предупредить его, чтобы он прекратил работу по "Шквалу" после того, как сорвалась канадская сделка.
"Они обязаны были сказать Поупу: "Сейчас это слишком опасно, не трогай "Шквал", - заявил один из источников в разведке, имеющий опыт работы с Россией. - Он оказался втянут в опасную ситуацию, но ему никто об этом не сказал".
Другой источник, занимающийся закупкой оружия для американских ведомств за рубежом добавил: "Эд - технарь, инженер, а не офицер разведки", умеющий быстро распознавать опасность. - "Работой [с секретными военно-морскими контрактами] занимался человек, не имеющий к ним отношения".
Сотрудники ВМФ США не принимают этой критики. "Насколько нам известно, Эд Поуп был бизнесменом, который иногда сотрудничал с исследовательской лабораторией ВМФ на контрактной основе. Он не был шпионом, и нам не о чем было его предупреждать", - заявил адмирал Стивен Пьетропаоли, пресс-секретарь ВМФ.
По словам одного американского правительственного чиновника, в связи с тем, что канадская сделка растянулась на годы, ВМФ не мог заставить всех американцев на все это время прекратить работу в российской военно-морской сфере. "Канада не предоставляла нам тактическую информацию в реальном времени" о том, в какой стадии находится процесс, заявил этот чиновник.
В конечном итоге Канаде так и не удалось купить "Шквалы". Пресс-секретарь министерства обороны Канады Карл отказался давать какие-либо комментарии, но отвечая на вопрос об охоте на "Шквал", сказал: "Мы продолжаем эту деятельность".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях