The Wall Street Journal | 3 января 2002 г.
Решения для России
Редакция
В завершившемся году темпы роста на российском фондовом рынке оказались самыми высокими
в мире. За год индекс РТС вырос на 60%. Экономический рост превысил 5%. Вчера,
реагируя на оптимизм на рынке, "Standard and Poor's" повысил долгосрочный
местный и внешний валютный кредитные рейтинги с В до В+ и пересмотрел прогноз
со стабильного до позитивного. Новые рейтинги по-прежнему указывают инвесторам
на то, что российские долги высокорискованны и спекулятивны, но они отражают
общее ощущение - в России началось новое время.
Однако президент Владимир Путин был прав, выказав сдержанность в своем
новогоднем обращении. Он сказал, что темпы экономического роста были хорошими,
но теперь задача состоит в том, чтобы повысить уровень жизни россиян, которые в своем большинстве остаются весьма бедны. Макроэкономическая ситуация успешно стабилизирована,
Россия, переходящая от плановой экономике к рыночной, переживает фазу
структурных реформ. А это, как показывает опыт Азии и Латинской Америки -
сложный этап.
Мы говорим это не просто из желания поспорить. Богатая природными ресурсами и
образованной рабочей силой Россия всегда была близка к макроэкономической
стабилизации. После рублевого кризиса 1998 г., утратив доступ к финансовым
инъекциям МВФ, Россия значительно выросла. Страна проводит относительно здравую
денежную политику, фискальная дисциплина, недоступная ельцинскому Кремлю, стала
главным принципом экономической команды Путина. Конечно, этому способствовала
благоприятная ситуация в мировой экономике. Исчезли огромные бюджетные
дефициты, предшествовавшие коллапсу 1998 г. Инфляция, превысившая в прошлом году
18%, по-прежнему высока (в бюджет 2001 г. заложено 12-14%), но гораздо ниже,
чем в первые годы переходного периода. Бартер перестал играть главную роль в
деловых транзакциях, российские деньги, спрятанные за рубежом, начинают
возвращаться в страну.
Однако, отдавая России должное, важно не забывать об опасностях. Во-первых,
каким бы впечатляющим не был пятипроцентный рост, он никак не делает Россию
членом большой семерки. Если вспомнить, какова была ситуация в 1917 г., то даже
коммунистам удавалось добиваться экономического роста. Объем ВВП на душу
населения в 2000 г. в России составил 7700 долларов (покупательная способность
в долларах). Это в три раза меньше, чем во Франции (24 400 долларов США).
Вопрос состоит в том, созданы ли условия для того, чтобы рост продолжался, и
приведет ли он к повышению уровня жизни. Таким образом, вторая проблема -
качество экономического роста в России.
Россия по-прежнему очень сильно зависит от природных ресурсов. В 2000 г. страна
экспортировала товаров на 106 млрд. долларов США, в то время как Аргентина, к
примеру - на 26 млрд. долларов. Около 85% этого экспорта - нефть, газ и другое
сырье. По данным видного международного экономиста, бывшего сотрудника МВФ
Аугусто Лопеза-Карлоса около 80% прибылей и инвестиций связаны с предприятиями
сырьевых секторов.
Конечно, нельзя говорить, что всеми своими успехами Россия обязана сырью.
Значительная часть российской экономики по-прежнему зависит от сырьевого
экспорта, но последние два года наблюдается определенная степень здоровой
диверсификации. Объявив вчера новые рейтинги для России "S&P" заметило, что
"экономика становится менее зависимой и незащищенной от капризов нефтяного
рынка". Действительно, акции российской торговой системы, главного московского
фондового рынка, выросли с начала октября более чем на 25% несмотря на то, что
цена нефти сократилась на 5 долларов. Правительственный контроль над расходами
и налоговая реформа также поспособствовали экономическому оздоровлению. Однако сейчас, когда мировая экономика забуксовала, России нуждается не только в удаче (каковой была девальвация рубля) и разрозненных реформах.
Что может сделать Путин, чтобы обеспечить долгосрочную финансовую стабильность
и высокий уровень жизни? Пользу может принести дополнительная налоговая
реформа, предполагающая создание стимулов для того, чтобы предприятия выходили
из теневого сектора. В этом году Путин мог бы также решиться на реформу
банковского сектора, где уровень финансового посредничества ничтожно низок,
особенно для малого и среднего бизнеса. Он мог бы постараться освободить
российских судей от влияния со стороны политиков, чтобы гарантировать
российским и иностранным предприятиям, а также частным лицам, своевременные и
честные слушания. Он мог бы улучшить качество корпоративного управления, что
очень важно для роста и инвестиций.
Некоторые из этих задач требуют принятия новых законов; но многие можно
Выполнить и без этого. Максимально прозрачное правительство, не
вмешивающееся в дела частного сектора - будь то нефтяная промышленность или СМИ
- могло бы укрепить свою репутацию, повысить уровень доверия внутренних и
иностранных инвесторов. Это в свою очередь поможет не только российским рынкам,
но и, что более важно, повысит уровень жизни самих россиян.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях