Статьи по дате

The Wall Street Journal | 3 января 2006 г.

Безбилетник в G8

Дэвид Сэттер

В воскресенье, с приходом Владимира Путина на пост председателя G8, постсоветская Россия достигла нового уровня признания и престижа как демократическое государство. Но Россия не является и даже не становится демократической, с каждым днем все глубже погружаясь в тоталитаризм и беззаконие.

На прошлой неделе Андрей Илларионов, который с 2000 года руководил переговорами России с G8, ушел в отставку из-за того, что Россия больше не является политически и экономически свободной. Одно дело - работать в частично свободной стране, сказал он, другое - когда политическая система изменилась, и страна перестала быть свободной и демократической.

Российские власти утверждают, что Россия - демократическая страна, но демократия в России выглядит иначе, чем на Западе. Политолог и советник Кремля Сергей Марков заявил, что Россия обладает максимумом демократии, возможным на нынешней стадии развития. Российскую систему называют "управляемой демократией", и этот термин напоминает советские заявления о том, что СССР - это "подлинная демократия".

На деле в России нет ничего демократического за фасадом выборов, которыми регулярно манипулируют. В стране отсутствуют три фундаментальных принципа демократии - политический плюрализм, законность и уважение к человеческой жизни.

В России нет политического плюрализма, так как российский режим методично уничтожает все независимые источники власти. Примером этой тенденции стало недавнее принятие закона, ограничивающего деятельность НПО. Закон ставит НПО под контроль правительственной структуры, Федеральной регистрационной службы, которая наделена правом закрывать их, основываясь на туманных инструкциях. Иностранные НПО можно закрыть, если они представляют угрозу "национальным интересам" России, а отечественные НПО - за два мелких нарушения конституции и других законов.

Этот закон важен, так как знаменует собой окончание процесса. В 1993 году Борис Ельцин, применив силу, распустил тогдашний парламент, Верховный Совет, и ввел в действие новую конституцию, которая почти не давала новому парламенту, Государственной Думе, реальной власти.

При Путине новые парламентские выборы прошли во время первых, успешных этапов второй чеченской войны. В военной атмосфере сторонники Путина пришли во власть, сметя прежнее оппозиционное большинство. Затем Путин развернул кампанию против независимых СМИ, результатом которой стал переход телеканалов, вещающих на всю страну, в руки государства. С помощью послушной ему Думы он затем убрал губернаторов из верхней палаты парламента. Наконец, после трагедии в Беслане он вовсе отменил прямые выборы региональных губернаторов.

В такой ситуации НПО были одним из последних форпостов гражданского общества. Но новый закон означает, что они перешли под фактический контроль государства.

Последствия разрушения политического плюрализма усугубляются отсутствием законности. В отсутствие сдержек и противовесов и разделения властей, исполнительная власть правит в одиночку, и ни суды, ни прокуратура не могут блюсти законность. Наиболее серьезными примерами отсутствия законности являются охота на "шпионов" и убийства журналистов.

Охотой на шпионов занимается ФСБ. Одним из самых известных является дело Игоря Сутягина, бывшего научного сотрудника Института США и Канады, приговоренного к 15 годам лагерей за передачу якобы секретной информации английской консалтинговой фирме Alternative Futures. Однако Сутягин, специалист по американскому ВМФ, писал свои доклады на основе открытых источников. Затем ученого из Красноярска Валентина Данилова приговорили к 13 годам за передачу государственных тайн Китаю. Он также поставлял информацию из открытых источников, но об этом запретили упоминать на суде. Результатом этих и еще нескольких подобных дел стало прекращение обмена информацией, хотя бы отдаленно напоминающей секретную, между российскими и зарубежными учеными.

Убийства журналистов возможны благодаря безнаказанности коммерческих кругов и местных политических элит. После прихода Путина к власти было убито как минимум 12 журналистов, и Россия заняла пятое место среди стран, наиболее опасных для журналистов. Ни одно из убийств не раскрыто.

Наиболее известное из них - убийство Пола Хлебникова, редактора российской версии Forbes, погибшего в июле 2004 года. Под сильным давлением американского посольства в России предъявили обвинения в этом преступлении группе чеченцев, и в декабре в Московском городском суде начался закрытый процесс. К сожалению, дело выглядит очень неправдоподобно.

Обвинение утверждает, что убийство спланировал лидер чеченской преступной группировки Хож-Ахмед Нухаев, который дал Хлебникову интервью для книги, но был недоволен тем, как его в ней представили. Он до сих пор на свободе. Двух арестованных чеченцев, Мусу Вахаева и Казбека Дукузова, обвиняют в том, что они были исполнителями убийства по заказу Нухаева. Однако, по словам Александра Гордеева, редактора российской версии Newsweek, который говорил с Хлебниковым перед смертью, Хлебников, при последнем издыхании, дважды сказал, что на него напал русский.

Родственники погибших журналистов по всей России говорят, что убийства не расследуются, так как у их заказчиков есть связи в милиции.

Наконец, Россия не может считаться демократией, так как бюрократия, деятельность которой не ограничена законом, демонстрирует неуважение к человеческой жизни. Глубину проблемы продемонстрировали кризисы с заложниками в московском театре и в Беслане, о подробностях которых становится известно только теперь. Известно, что во время захвата театра в зал пустили ядовитый газ и устроили штурм, хотя ФСБ знала, что практически ни одно взрывное устройство, имевшееся у террористов, не может взорваться.

Пожалуй, самым шокирующим примером неуважения российских властей к человеческой жизни является их поведение во время трагедии в школе Беслана. В докладе комиссии парламента Северной Осетии, опубликованном 29 ноября, говорится, что военная операция в Беслане началась через час после того, как президент Северной Осетии Александр Дзасохов договорился с лидером чеченского сопротивления Асланом Масхадовым о том, что Масхадов приедет в Беслан и попытается урегулировать кризис. В докладе говорится также, что причиной первого взрыва стал выстрел из огнемета или гранатомета, произведенный за пределами здания, то есть - российскими войсками. Неизбежен вывод, что российские войска открыли огонь по зданию, где находились сотни женщин и детей, чтобы не допустить переговоров.

Свидетели на проходящем в Северной Осетии суде над единственным оставшимся в живых террористом, заявили, что российские войска вели обстрел школы из огнеметов и гранатометов в течение 30-50 минут после начала штурма. Это могло стать причиной возгорания крыши спортзала, из-за которого погибло большинство заложников. Организация уцелевших заложников "Голос Беслана" обратилась к западным структурам, включая конгресс США, за помощью в расследовании трагедии. "С ужасом приходится признать, - писали они, - что для властей теракты являются наиболее эффективным средством решения политических и коммерческих проблем. Мы обвиняем нынешний российский режим в пособничестве российскому и мировому терроризму".

Россия становится во главе G8, но неизбежно будут возникать вопросы по поводу ее права играть эту роль. Ситуацию усугубляют недавние действия Москвы. В воскресенье Россия прекратила поставки газа на Украину в ответ на отказ Киева согласиться на четырехкратное увеличение цены в нарушение имеющихся контрактов.

В такой ситуации Россия должна подчиниться стандартам G8, которая является организацией рыночных демократий. Внутренняя ситуация, весьма рискованная для самой России, - это надлежащая тема для других членов G8. И если российское беззаконие не прекратится, клуб должен положить конец председательству, а затем и членству России.

Режим Путина не может игнорировать мнение коллег из G8. Именно поэтому Запад должен использовать свое влияние и противостоять саморазрушительному поведению России.

Дэвид Сэттер сотрудничает с рядом аналитических центров США. В настоящее время он работает над книгой об отношении россиян к советскому прошлому

Источник: The Wall Street Journal


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru