The Daily Beast | 3 января 2014 г.
Взрывы в Волгограде и возвращение большого террора в Россию
Майкл Вейсс
"А у Владимира Владимировича все так хорошо складывалось!" - пишет главный редактор интернет-журнала Interpreter Майкл Вейсс в статье, опубликованной The Daily Beast.
Два организованных террористами взрыва, потрясших на этой неделе Волгоград, произошли всего за пять недель до того, как в самом теплом городе России начнется самая дорогая в истории зимняя Олимпиада, отмечает он.
"Возвращение в центральную Россию большого террора омрачает в остальном прекрасный послужной список неоднократно избранного "человеком года" Путина. Он перехитрил США в Сирии, подкупил Украину, чтобы не допустить ее сближения с ЕС, превратился в глазах многих из главного нарушителя прав человека в хозяина, неохотно принимающего у себя в гостях "борца за права человека" Эдварда Сноудена, и выпустил из тюрьмы политзаключенных, которых он больше не считает серьезной угрозой своему правлению", - говорится в статье.
"Однако декорации для этого спектакля под названием "год чудес" были довольно хрупкими", - отмечает автор. По его мнению, мало что в России является стабильным и безопасным. Например, в прошлом году из-за усилившейся напряженности между этническими русскими и люмпенами-мигрантами произошел всплеск расистских погромов, потрясших Санкт-Петербург и Москву, пишет Вейсс.
"Продолжавшейся 15 лет войне в Чечне был официально "положен конец" в 2009 году заявлением президента, но насилие, исходящее из неспокойных южных регионов России, так и не прекратилось", - считает журналист. В 2009 году произошел взрыв на маршруте следования "Невского экспресса", а в 2010 году последовали осуществленные двумя "черными вдовами" взрывы в московском метро, напоминает автор статьи. В 2011 году теракт случился в московском аэропорту "Домодедово". В то же время убийства, похищения и взрывы являются постоянным кошмаром, терзающим Северный Кавказ.
Более того, причина временного затишья нападений на крупные города имеет отношение не столько к умелым контртеррористическим действиям служб безопасности, сколько к принятию решений самими террористами, в особенности Доку Умаровым, утверждает Вейсс. В 2012 году Умаров внезапно решил прекратить теракты в крупных городах, таких как Москва, возможно, потому что он хотел посмотреть, к чему приведут антикремлевские акции протеста, рассуждает автор статьи. Но все изменилось в июле, когда он объявил Сочи главной целью для российских джихадистов.
Умаров действует в большей степени как объединяющая джихадистов фигура, чем как собственно командир боевиков, примерно так же, как бывший проповедник из "Аль-Каиды" Анвар аль-Авлаки, считает Вейсс. Это представляет дополнительную угрозу для Олимпиады, потому что тех, кто лишь только хочет удаленно последовать указам Умарова, гораздо труднее выследить.
"Русские потратили на охрану Сочи беспрецедентные суммы денег и подняли беспрецедентное число персонала служб безопасности", - говорит специалист по российским спецслужбам из Нью-Йоркского университета Марк Галеотти. По большей части, как считает Галеотти, безопасность самой Олимпиады относительно хорошо обеспечена, хотя удаленные от Сочи города, такие как Ростов-на-Дону, Краснодар, Ставрополь и Астрахань являются более вероятными мишенями для террористов.
"Другой эксперт, Андрей Солдатов, указывает на то, что человек, отвечающий за безопасность Олимпиады, Олег Сыромолотов, - из контрразведывательного, а не контртеррористического подразделения ФСБ", - говорится в статье.
Автор статьи считает, что здесь стоит вспомнить о том, что Рамзан Кадыров часто нанимал бывших джихадистов в службы безопасности своего региона. "Так может ли послужной список Сыромолотова означать, что Кремль больше всего боится того, что кто-то из числа тех, кто должен охранять Сочи, поведет двойную игру и будет способствовать организации теракта?" - задается вопросом Вейсс.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях