Die Welt | 3 января 2014 г.
Большинство русских еще более авторитарны, чем Путин
Александр Рар
Когда 15 лет назад Владимир Путин пришел к власти в России, мир задался вопросом, кто же такой этот мистер Путин, говорится в опубликованной в Die Welt статье известного немецкого эксперта по России Александра Рара. Сегодня ответ, пишет Рар, уже существует, но он крайне противоречив: "Для одних Путин не кто иной, как властолюбивый автократ, ногами попирающий права человека и стремящийся к воссозданию Советского Союза. Для других же - дальновидный политик, спасший Россию от развала, принесший стабильность и возвративший страну в первую лигу мировой политики".
Именно Путин, по мнению журнала Forbes, стал самым влиятельным политиком 2013 года. Скорее всего, продолжает Рар, доминировать в международной политике Путин продолжит и в 2014 году. "А предстает Путин в настоящее время в образе духовного лидера "другой Европы", которая выступает за христианско-консервативные ценности и противостоит современной ультралиберальной Западной Европе, что и находит поддержку в широких слоях российского населения и консервативных кругах на Западе.
Хоть Путин на Западе и считается врагом демократии, для большинства россиян, отмечает эксперт, хорошо функционирующее сильное государство и социальная стабильность по-прежнему важнее демократии и правового государства. Так, 75% россиян не доверяют рыночной экономике, подавляющее большинство так и не смирилось с развалом советской империи. Не зря же помилованный экс-олигарх Ходорковский некогда написал, что на самом деле Путин "либеральнее 80% населения России".
"И если Запад действительно желает понять Путина, то ему необходимо ознакомиться с идеями писателя, диссидента и лауреата Нобелевской премии Александра Солженицына, с которым Путин советовался на протяжении многих лет". А идеалом писателя, напоминает Рар, было преобразование коммунистического Советского Союза в сильное русское национальное государство. "И Путин верит, что его историческая миссия как раз и заключается в воссоздании этого государства. И добиться этой цели, по его мнению, можно только с помощью президентской монополии на власть".
Путин, признает Рар, конечно, "не демократ, он постоянно занимается расширением своей власти с помощью своих людей из спецслужб, "приобретая" их лояльность взамен на возможность еще больше обогащаться, но Путин и не враг Евросоюза". Российский президент всегда предлагал сотрудничество ЕС, будь то вопросы касательно энергетики, совместной ракетной обороны или зоны свободной торговли от Лиссабона до Владивостока. Также Путин предлагал помощь США после терактов 11 сентября, начал выстраивать социальную модель по образцу ЕС, пытается вести осторожный диалог со своими критиками.
"Да, Путин продолжает настаивать на проекте Евразийского союза. Глава государства, рассматривающий Украину и Белоруссию в качестве искусственных образований, как некогда западные немцы относились к ГДР, видит в этом проекте возможность войти в историю как собиратель земель русских". "Но Евразийский союз, - подчеркивает Рар, - ни в коем случае не был задуман как противовес ЕС. Однажды Евразийский союз должен интегрироваться с ЕС, разумеется, в том случае, если ЕС сам не растворится в зоне свободной торговли с США".
Путин, уверен Рар, "не хочет и не может угрожать Европе, но вести с ней диалог о ценностях он больше не будет. ЕС должен поставлять в Россию технологии и капитал, но не демократию". Критический диалог Путин воспринимает в качестве попытки заткнуть Россию на арене мировой политики.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях