Статьи по дате

Le Monde | 3 июля 2001 г.

Визит Жака Ширака в Россию посвящен улучшению отношений с Владимиром Путиным

Ян Краузе

Длительные переговоры между двумя руководителями в Санкт-Петербурге.

В ходе своего первого, после избрания Владимира Путина, визита в Россию, в понедельник 2 июля Жак Ширак уже в Москве продолжил со своим российским коллегой переговоры, начатые накануне в Санкт-Петербурге. Спустя год после начала периода охлаждения в отношениях между двумя странами, ставшего следствием войны в Чечне, в центре внимания переговоров были, в основном вопросы, связанные с возобновлением российско-французского сотрудничества в области аэронавтики.

?В галстуках или без галстуков?? - этот вопрос, напрямую заданный Владимиром Путиным незадолго до обеда, на котором должны были присутствовать только лишь оба лидера с личными переводчиками, как показалось, в определенной мере застал Ширака врасплох. ?Как Вы захотите?, - наконец ответил он. Но в ходе небольшой пешей прогулки по набережной Невы, куда оба руководителя пришли с бокалами пива, оба они были в строгих костюмах и при галстуках. Не был ли этот нерешительный ответ Жака Ширака, обращавшегося на ?ты? к ?другу Борису?, на предложение отступить от протокола и, тем самым, принять участие в спектакле, разыгрываемом Владимиром Путиным перед представителями СМИ, иллюстрацией позиции Франции в отношении России?

?Союз? в Куру?

Конечно же, эпоха длительного охлаждения, наступившая в результате настойчивых напоминаний Франции об обязательствах России по соблюдению прав человека в Чечне, стала достоянием прошлого. Это произошло более года назад, когда Юбер Ведрин, прибывший с визитом в Москву, произносил любезные слова, называя при этом Путина ?патриотом?. А восемь месяцев назад российский президент, длительное время игнорировавший приглашения французской стороны, согласился совершить визит в Париж. С тех пор, как великие мира сего, к которым совсем недавно присоединился и Джорж Буш, принялись регулярно петь дифирамбы г-ну Путину, Франция не могла не последовать их примеру, но менее афишируемым энтузиазмом. Делая, при этом, больший акцент на ?партнерстве? между Францией и ?Россией, которая займет достойное место в завтрашнем мире?, - как заявил Жак Ширак в ходе беседы, транслировавшейся по российскому телевидению.

Таким образом, французский президент полностью повторил ритуал, прекрасно отработанный на Тони Блэре и Герхарде Шредере: первый этап визита в Россию - приезд в Санкт-Петербург, город, где родился Владимир Путин. Прием, направленный на то, чтобы с самого начала придать визиту личный, если не интимный характер. В воскресенье Ширак начал визит с посещения выставки в Эрмитаже. Затем он встретился с членами Клуба полярников, к деятельности которого он давно питает особый интерес.

Затем, уже вместе с Путиным, он прослушал два отрывка из балетов Чайковского и Равеля, ставшие прелюдией к па-де-де, исполнявшегося двумя президентами вплоть до самого позднего вечера, пешком, в автомобиле, на корабле и в самолете.

?Встреча с представителями мира российской интеллигенции и искусства? позволила Шираку представить президенту Путину некоторых из многочисленных приглашенных, прибывших из Парижа, прежде всего, руководителей авиастроительных и космических компаний.

Русские заявили о желании получить возможность использовать базу в Куру, в Гвиане, откуда можно было бы осуществлять запуски российских ?Союзов?, выполняющих коммерческие полеты. Франция не против, сказал Ширак своему собеседнику, ?если, конечно, ?Союз? не будет составлять конкуренцию ?Ариане?. Но в любом случае, решение будет принимать Европейское космическое агентство (ответ должен поступить уже в ноябре). Использование кораблей ?Союз? войдет в обширный договор о сотрудничестве в области авиационной и космической техники, предусматривающий также продажу России 36 самолетов ?Аэробус?.

Только лишь после этого они перешли к запланированной встрече с глазу на глаз. После их непродолжительной вечерней прогулки по набережной Невы и совместного полета на самолете российского президента, Путин и Ширак практически не оставались одни. Эта беседа предоставила возможность прояснить позиции по широкому кругу вопросов перед намеченными на следующий день официальными переговорами в Кремле в присутствии, на этот раз в присутствии министра иностранных дел Юбера Ведрина, прибывшего сразу же в Москву, и трех других министров, сопровождающих французского президента: Жана-Клода Гейсо (транспорт и оборудование), Роже-Жерара Шварценберга (научные исследования) и Кристиана Пьерре (промышленность). По этому случаю, будет подписано несколько договоров, в частности об открытии новых дальневосточных авиалиний.

Ожидалось, что стороны выступят с совместным заявлением по стратегическим вооружениям. Французская сторона, как кажется, не сумела выработать единого мнения по вопросу о целесообразности такого заявления: представители Елисейского дворца, выступают, скорее ?за?, а представители МИД - скорее ?против?. Однако все вместе они утверждают обратное.

С просьбой о принятии этого заявления выступила российская сторона, предложившая текст документа, который французы назвали ?неактуальным?. Документ должен быть переработан и приведен в соответствие с позициями Парижа. Следует избежать того, чтобы к этому документу относились как к услуге, оказанной Москве в рамках деликатного диалога, начатого Россией по этому вопросу с Соединенными Штатами, диалога, исход которого все еще неясен.

Источник: Le Monde


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru