Статьи по дате

The Washington Post | 3 июля 2001 г.

Какое место занимает водка в русской душе

Питер Бейкер

В стране, которая любит отмечать свои военные победы, о битве, которая произошла в 1373 году, зачастую предпочитают не вспоминать.

В этом нет ничего удивительного. Это было одно из тех сражений, в ходе которого к моменту появления противника русские были настолько пьяны, что татары была заранее обречены на победу. Пьяные россияне были бесславно сброшены в расположенную поблизости речку, которая с тех пор известна под названием Пьяной.

Сказать, что алкоголь играет в истории России важную роль, значит, не сказать ничего. Он давал ключ к разгадке стратегии генералов и мешал исполнению воли царей. В современные времена он является причиной преждевременной смерти целых поколений российских мужчин. Но если судить по разговорам россиян, корни потребления спиртных напитков следует искать также в обществе: алкоголь является частью русской души, которая высоко ценит гостеприимство, товарищество и доверие.

Так что, возможно, было неизбежным открытие здесь, в столице российской империи, музея, посвященного самому русскому из всех напитков. Российский музей водки, который готовится открыть свои двери для посетителей в этом месяце, предлагает своего рода экскурс по русской душе - жажда жизни, насилие, гордость за хорошо сделанную работу, изобретательность в преодолении любых препятствий на пути к хорошей бутылке.

"Вся история российской культуры связана с водкой, - подчеркнул один из основателей музея Сергей Ченцов. - Мы решили восстановить историческую справедливость. Существуют музеи французского коньяка, есть музеи виски. Российская водка не менее, если не более, известна, и у нее большая история".

Ченцов и его партнер Роман Шевяков утверждают, что не собираются петь дифирамбы водке в стране, где алкоголизм является главной причиной смерти, а просто хотят представить взвешенный взгляд на его роль в жизни россиян. "Если это связано с традицией, тогда это хорошо. Если речь идет о повседневном пьянстве, это плохо, - отметил Ченцов. - Мы хотели показать, что такое хорошо и что такое плохо. Ни в коем случае это нельзя рассматривать как призыв пить водку. Однако закрывать глаза на это явление и игнорировать его место в наших национальных традициях невозможно".

Большинство россиян пьют водку, зачастую в больших количествах. Редко какой хозяин не предложит гостю стаканчик вместе с солеными огурцами и черным хлебом, и отказ может быть воспринят как оскорбление. В то время как в последнее время все большую популярность приобретает пиво, оно считается газировкой и не может составить конкуренцию водке. Родители пропитывают водкой ватные шарики и протирают ими детей, чтобы снять жар или облегчить боль в ухе. Водку с перцем рекомендуют в качестве средства от простуды; водку с солью - для лечения расстройства желудка. Некоторые специалисты в ядерной области даже употребляют ее, чтобы защитить себя от радиации. Кроме того, в течение многих веков в стране, где большинство населения жило в нищете, водка была одним из немногих средств, скрашивавших зачастую тягостное существование.

Однако водка - уменьшительное от русского слова "вода" - стала также причиной национального кризиса. За 15 лет со времени горбачевской антиалкогольной кампании потребление алкоголя возросло; согласно правительственным оценкам, типичный российский мужчина выпивает 180 бутылок водки в год. В результате смертность, связанная с потреблением алкоголя, привела к тому, что средняя продолжительность жизни российских мужчин стала меньше 60 лет, а высокая смертность способствовала уменьшению населения России.

"Это одна из самых серьезных проблем, возможно, самая серьезная", - отметил ведущий специалист Института психиатрии министерства здравоохранения Александр Немцов.

Немцов относится к открытию музея водки отрицательно. "Речь идет о популяризации водки, - подчеркнул он. - Потребление алкоголя в России огромно, и в России много связанных с этим проблем. Иметь подобный музей в России - почти преступление".

Новый музей в Санкт-Петербурге - не первый подобный музей в России, однако, он расположен в намного более известном месте, чем все прочие. Существует музей в провинциальном Угличе, а несколько месяцев назад в пригороде Москвы водочный завод создал свой собственный музей, главным образом для того, чтобы раскрутить свою торговую марку.

Однако об этом ничего не знали два друга Ченцов и Шевяков, когда им в голову пришла идея создать в Санкт-Петербурге подобный музей. Это было в тот день, когда они немного выпили в баре одного из аэропортов.

Внутри музея находятся экспонаты, по которым можно проследить историю водки до тех времен, когда 500 лет назад ее называли хлебным вином. Но даже в более ранние времена алкоголь играл определяющую роль в российской истории; на одной из стен изображен князь Владимир, выбирающий христианство в качестве официальной религии для России в 988 году. Какова же причина, если судить по музею? Все объясняется тем, что она позволяет ее последователям пить каждый день, а не только по праздникам.

В числе других экспонатов - самогонный аппарат, сооруженный монахами, пистолеты, с помощью которых дрались на дуэли подогретые алкоголем россияне, а также написанные от руки несколько веков назад рецепты. Большая часть истории водки это история царей, а затем генеральных секретарей КПСС, пытавшихся ограничить ее потребление или обложить производство налогами. Введенный Лениным запрет уступил дорогу ежедневной норме, выдаваемой Сталиным солдатам в годы второй мировой войны. На стенах музея можно увидеть также плакаты времен печально известной горбачевской антиалкогольной кампании.

46-летний физик Ченцов и 32-летний языковой специалист Шевяков заняли деньги у своих друзей и заручились финансовой поддержкой со стороны властей. По их словам, от производителей водки они не дождались ничего, кроме сувенирных бутылок.

"Алкоголь - как лекарство, - отметил Ченцов.- В малой дозе он приносит пользу. В большем количестве это яд".

Однако многие из тех, кто живет за пределами России, недооценивают духовной значимости алкоголя, - добавил он. - На Западе люди идут к психотерапевтам. В России мы берем бутылку, садимся и говорим о наболевшем.

Источник: The Washington Post


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru