USA Today | 3 июля 2003 г.
Новый транспортный план в Лондоне: плюсы и минусы
Эллен Хейл
Новый план транспортного контроля, который начал осуществляться в Лондоне в феврале, считается самым амбициозным в мире - с его помощью действительно удалось сделать невозможное: резко сократить транспортные потоки в центре столицы.
Согласно этому плану, любой, кто хочет въехать в центр Лондона между 7 утра и 18:30 вечера в будний день, должен заплатить 5 фунтов (8 долларов) кредитной картой через интернет или мобильный телефон. Во всей центральной зоне установлено около 700 камер, которые считывают номера лицензий и проверяют, заплатил ли водитель за проезд.
Нарушителям режима грозит штраф в 130 фунтов, который стремительно возрастает в случае затягивания с уплатой.
Однако наряду с положительными результатами проявились и негативные последствия. Сокращение количества транспорта и, соответственно, людей нанесло удар по небольшим предприятиям, находящимся в центре Лондона. В их числе - магазин Blagden's Fishmonger на улице Пэддингтон, где продаются морепродукты - крабы из Девона, шотландский речной лосось и многое другое.
По словам Дэвида Блэгдена, хозяина Blagden's Fishmonger, одного из самых старых рыбных магазинов Лондона, количество посетителей упало. "Все случилось практически в одну ночь, - отмечает он. - За 24 часа я потерял 20% своего бизнеса".
Всего за 5 месяцев количество автотранспорта в центре Лондона сократилось на 16%, количество частных автомашин - на 38, плотность транспортного потока на улицах - на 40%. Такие данные представил Грэм Гудвин, пресс-секретарь "Транспорта Лондона" - отдела, который руководит новой программой.
До введения платы в центр, изначально предназначенный для карет и лошадей, въезжали около 200 тысяч автомобилей в день.
"Несомненно, в Лондоне стало гораздо комфортабельнее жить и работать, сюда приятнее приезжать, чем 5 месяцев назад", - говорит Гудвин. С еще большим энтузиазмом высказывается Дерек Тернер, идеолог проекта: "В Лондоне больше нет проблемы пробок".
По словам экспертов, лондонский план - самая серьезная и обстоятельная попытка избавиться от пробок. Сейчас, подчеркивает Тернер, его изучают более десятка крупных городов по всему миру.
Особенную заинтересованность проявляют представители Нью-Йорка. Около двух месяцев назад в Манхэттене побывали лондонские эксперты и проинформировали своих коллег о реализации своей программы.
До введения платы порой движение в центре замирало на протяжении 3 миль. По оценке London First, консорциума крупных предприятий, простои обходились в 3 млрд долларов.
Успех плана, однако, обернулся неожиданностью для некоторых городских чиновников. Они рассчитывали пустить доходы от взимания платы на другие транспортные проекты в центральной зоне. Но поскольку подавляющее количество водителей приняли решение не ездить в центр и, соответственно, не платить, руководству пришлось пересмотреть прогнозы и урезать сумму ожидаемых доходов вдвое: с 215 до 107 млн долларов.
На прошлой неделе лондонская торговая палата представила доклад, в котором говорится, что 50% торгово-розничных предприятий обвиняют в своих убытках новый муниципальный план. Четверть владельцев небольших предприятий подумывают о переезде в другие районы.
"Куда-то исчезли лучшие наши клиенты", - говорит Блэгден, добавляя, что раньше люди просто заходили посмотреть, а заодно покупали что-нибудь. Теперь же им кажется слишком обременительным специально ехать в рыбный магазин, тогда как все покупки можно сделать в ближайшем супермаркете.
Убытки понес даже такой крупный магазин, как Harrods, который находится за центральной зоной, - не хватает мест на парковках. Автобусы нового маршрута, созданного для того, чтобы перевозить увеличившееся количество пассажиров общественного транспорта, переполнены.
Однако Кен Ливингстоун, мэр Лондона, отметает все жалобы на проект, о котором он так давно мечтал. Бизнес страдает не от взимания платы за въезд в центр города, а из-за экономического спада, войны в Ираке, сокращения потока туристов из-за эпидемии SARS в Азии и закрытия Central Line - важной ветки лондонского метро, утверждает мэр.
Детальное изучение последствий введения платы правительством еще не проведено и планируется на конец лета.
Несмотря на жалобы, большинство людей все же одобряют план.
"Я лучше заплачу 5 фунтов и нормально припаркуюсь", - говорит Эрик Лон, торговец вином. Раньше пробки доставляли ему немало неприятностей. Теперь дорога занимает у него на 20% меньше времени, чем раньше.
По словам Тони Трэверса, главы исследовательского института Greater London Group, самое главное - то, что план работает. В стране, где политики, кажется, не способны хоть немного улучшить общественные услуги, мэр Лондона сумел гладко разрешить сложную проблему.
"По сравнению с тем, что делают другие политики в Великобритании, это подвиг", - отмечает Трэверс.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях