Corriere della Sera | 3 июля 2008 г.
Слово Сильвио важно для российских журналистов
Беппе Севернини
"Друг Путин" должен ослабить тиски в отношении прессы
Наш гостиничный номер в Санкт-Петербурге состоит из двух холлов, со столами для переговоров на 20 мест, небольшой ванной комнаты в форме равнобедренного треугольника, гостиной с лепниной и мебелью 1950-х годов, и спальни с абсидой, которая выходит на канал Грибоедова, где наверняка какой-нибудь персонаж Достоевского совершал какие-то жестокие деяния. Две девушки-администратора спят вдвоем на диване с одной простыней и подушкой. Когда в дверь звонят гости, возвращающиеся после "белых ночей", одна из них встает и идет открывать дверь. Гостиница называется Lokosphink, и на ее эмблеме изображен сфинкс. На него немного похожа горничная, к которой иногда приходится обращаться с вопросами.
Lokosphink можно назвать отражением жизненных перипетий Санкт-Петербурга, города, который всегда был дорог итальянцам: одно время мы экспортировали сюда архитекторов, сегодня экспортируем дамских угодников. Вечером вдоль Невы прогуливаются, обнявшись, подвыпившие юноши и девушки с бутылками в руках. Иногда среди гуляющих можно увидеть служащего навеселе, возвращающегося с дружеской вечеринки: на нем рубашка с короткими рукавами и квадратные очки, "советская опора России, которая движется вперед". В том, что Россия идет вперед, сомнений нет. Огромные доходы от газа, нефти и другого сырья обрушиваются ежедневно в казну государства: Тремонти (министр экономики Италии) плакал бы от радости. Энергетический колосс "Газпром" прогнозирует, что в 2009 году баррель нефти будет стоить 250 долларов. Москва по этим деньгам могла бы нормализовать положение в здравоохранении (нищенском), на транспорте (устаревшем), в охране природы (статистика шокирует: средняя продолжительность жизни в Санкт-Петербурге - 53 года). Если руководство - Путин, Медведев и компания - правильно воспользуется этими деньгами, страна не только будет идти вперед, она будет быстро прогрессировать.
Чтобы контролировать и стимулировать этот прогресс, российским СМИ следует дать (большую) свободу. Сегодня они запуганы и находятся под контролем. Телевидение отгородилось танковой броней, газеты выполняют требование поддерживать власть: это фестиваль льстецов и подхалимов, благо в нашей профессии в них никогда не было недостатка (не только в России). Некоторая свобода предоставлена интернету и изданиям на английском языке, Moscow Times и St Petersburg Times.
Газета, рассказавшая об отношениях между Путиным и бывшей гимнасткой, "Московский корреспондент", все еще закрыта. Возможно, она вновь начнет выходить через два месяца, как "еженедельник, полностью посвященный жизни мегаполиса".
Одна молодая коллега из "Новой газеты" - издания, в котором работала Анна Политковская, убитая в 2006 году (предполагаемые убийцы лишь недавно предстали перед судом) - спросила, как обстоят дела со свободой прессы у нас в Италии. "Хуже, чем в Финляндии, но лучше, чем в России", - ответил я ей. Она задала мне еще кучу вопросов и подарила немного нежности. Это у нас тут начало обычного итальянского истеричного лета, и мы убеждены, что мы пуп земли. А они, российские коллеги, находятся там, под властью, которая не делает поблажек. Единственный способ помочь им - не забывать их и говорить о них. И это должен был сделать Сильвио в ходе бесед с другом Владимиром, чтобы получить искупление в Судный день. Если они еще надеются, что им в этом не откажут.
Также по теме:
Как Путин надел намордник на российскую прессу (The Wall Street Journal)
Ловкость рук и никакого мошенства: противников Путина убирают с телеэкранов (The New York Times)
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях