Tagesspiegel | 3 июля 2017 г.
Замглавы миссии ОБСЕ на Украине: "Мы регистрируем возросшее число раненых и убитых среди мирного населения"
Клаудиа фон Зальцен
Заместитель главы миссии наблюдателей ОБСЕ на Украине Александр Хуг говорит в интервью Tagesspiegel о конфликте на Донбассе, угрозе новых интенсивных боев и шансах на мирное урегулирование.
"За последние полгода ситуация на Украине ухудшилась. Неизменными остаются обе причины, по которым бои продолжаются: во-первых, это слишком близкое расположение сторон конфликта относительно друг друга, во-вторых, тяжелое вооружение так и не было отведено от линии соприкосновения. Эта близость то и дело приводит к эскалации напряженности, а затем и к столкновениям", - рассказывает Хуг.
В этой связи, замечает он, выросло число убитых и раненых из числа мирного населения. "По нашим сведениям, с начала этого года были убиты 52 человека и ранены 233. В прошлом году за этот же период было зафиксировано 32 убитых и 126 раненых. Линия соприкосновения все глубже уходит в жилые районы, и из-за присутствующих вдоль нее единиц тяжелой военной техники эти районы становятся целями. Если в западной части Донецка или Авдеевки стоит танк, это место становится не только точкой, из которой открывается огонь, но и целью обстрела с противоположной стороны".
По мнению Александра Хуга, причина систематических нарушений режима перемирия заключается в отсутствии политической воли. "В последние дни мы регистрируем относительное сокращение нарушений режима перемирия, поскольку до этого была достигнута договоренность о прекращении огня в связи с посевной. Сегодня мы фиксируем от 100 до 600 нарушений, до этого их количество достигало 1000. Это значит, стороны могут контролировать огонь, по крайней мере, до какой-то степени. Но и эти изменения не долговременны - в любое время дело может дойти до более интенсивных столкновений. (...) Как показывает опыт последних лет, самые тяжелые бои приходятся на конец лета".
Как замечает в интервью заместитель главы миссии ОБСЕ, те, кто ставил свою подпись под Минскими соглашениями, должны принимать решения, требующие мужества. "Они должны отдать приказ не продвигаться вперед, отвести тяжелую технику и не стрелять в ответ. Это непростые решения как в политическом, так и в военном плане. Но если они не будут приняты, будет страдать гражданское население, разрушаться инфраструктура и будет еще сложнее найти решение. Прекращение огня - важное условие для реализации этих мер".
Комментируя заявления со стороны правительства ФРГ, касающиеся якобы появившихся в последние месяцы на востоке Украины "тенденций к отсоединению", Хуг говорит о том, что "в головах никакой линии соприкосновения нет". "На линии протяженностью 500 км существует 5 пунктов перехода. (...) Ежедневно мы наблюдаем, как линию в обе стороны пересекает от 15 тыс. до 30 тыс. украинцев. И это позитивный сигнал. В случае с другими конфликтами мы этого не видим - там существуют группы, которые воюют друг с другом. (...) Конечно, за годы конфликта линия соприкосновения укрепилась, но признаков отделения не наблюдается".
В задачу наблюдателей, указывает собеседник издание, не входит делать выводы о том, поставляет ли Россия оружие и военных на восток Украины. "Мы лишь можем указывать в своих отчетах, что видим определенные виды вооружений или замечаем конвой автотранспорта, который движется в определенном направлении. (...) Мы сообщали и о том, что встречаем людей, которые утверждают, что они не из Украины, мы говорили с пленными, которые рассказывали, что они - члены российских подразделений. Подобная информация публикуется, как и сообщения о специальной военной технике, например, которую мы видим в неподконтрольных правительству районах". Речь, по словам Хуга, идет о специальных приборах, которые создают помехи в работе телефонной связи и дронов".
"Наши жизни подвергались постоянной угрозе еще до 23 апреля (когда был убит санитар, сопровождавший патруль ОБСЕ. - Прим. ред.). Регулярно происходили инциденты, когда мы подвергались целенаправленному обстрелу". Кроме того, передает Хуг, наблюдателям затруднен доступ в те районы, в которых "имеется вооружение, которого там быть не должно. (...) Причем случаи проявления агрессии происходят по большей части на территории, неподконтрольной правительственным войскам. Там обстреливаются места в непосредственной близости от нас, имели место сексуальные домогательства".
"Возможности для мирного урегулирования существуют, до них практически подать рукой. Мы не имеем дело с конфликтом на религиозной или этнической почве, как в других местах. (...) Если те, кто отвечает за принятие решений, захотят, здесь воцарится мир. Но для этого нужна, прежде всего, политическая воля", - резюмирует Александр Хуг.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях