Globe and Mail | 3 июня 2005 г.
Новый Кремль "наехал" на дилера "кадиллаков"
Грэм Смит
Сидя за серыми каменными стенами старого правительственного здания, высокопоставленный чиновник попивал коньяк и разглагольствовал о новых правилах ведения бизнеса в России.
"Президент стоит выше закона, - внушал Эраст Галумов, генеральный директор ФГУП "Известия", федерального государственного предприятия (при Управлении делами Президента РФ), занимающегося вопросами недвижимости от имени Кремля. - Мы живем не в законопослушном государстве".
Эти слова сильно удивили Руди Амирханяна, юриста, получившего образование в Великобритании, который побывал у этого бюрократа с визитом 17 мая. Он надеялся продлить договор об аренде для крупного автодилера в деловой части Москвы.
К несчастью для Trinity Motors, Россия резко изменилась с тех пор, как канадские и британские инвесторы открыли здесь салон в 1992 году.
Дни экономического развала и шального бандитизма остались в прошлом, говорит Амирханян. Однако еще до встречи с Галумовым бизнесмен-ветеран прекрасно сознавал новую угрозу: все более могущественный Кремль.
Пока эти двое разговаривали, судьи в московском зале суда зачитывали длинное обвинительное заключение по делу Михаила Ходорковского, который был самым богатым в России человеком, пока не поссорился с президентом Владимиром Путиным.
По словам Амирханяна, он был шокирован грубой оценкой климата в постходорковскую эру, прозвучавшей из уст Галумова, - особенно учитывая, что бюрократ заметил в руках помощника Амирханяна MP3-плейер, на который записывался разговор.
"Россия - это особая страна, - сказал Галумов. - Ее не изменить; или вы ее любите, или уходите. Она никогда не будет демократическим государством, она останется страной третьего мира с ядерными бомбами. Противодействовать системе бесполезно. Закон прост: кто-то важный говорит, что это должно быть сделано так-то и так-то, и получает именно в таком виде".
"Почему Ходорковский в тюрьме? - продолжил он. - Он говорил не то, что нужно, и он останется в тюрьме".
Во время двухчасового разговора Галумов открыто намекнул на то, что и юристу может грозить судьба Ходорковского, если он не перестанет сражаться с Кремлем из-за договора об аренде.
В прошлом октябре, рассказывает Амирханян, арендодатель (издательство "Известия". - Прим. ред.) пообещал ему продлить срок аренды еще на один год. Это было до того, как Trinity начал реконструкцию на сумму 860 тыс. долларов в салоне недалеко от Пушкинской площади. Арендодатель дал одобрение на ремонт.
Однако вскоре после открытия в марте обновленного автосалона, единственного в России, занимающегося исключительно "кадиллаками", арендодатель проинформировал салон, что аренда продлена не будет.
Неофициально, сообщил Амирханян, ему сказали, что "какая-то шишка" хочет приберечь это помещение на первом этаже для себя.
Амирханян обратился в суд, настаивая на том, что контракт арендатора дает ему право на первоочередное заключение договора аренды - иными словами, что у него должен быть шанс побить предложение, сделанное кем-то еще, претендующим на эту собственность.
Но еще до того, как суд пришел к какому-либо выводу, юрист обнаружил, что поднимается на эскалаторе в кабинет Галумова, потом поворачивает налево и входит в хорошо обставленный офис, который в свое время занимал Николай Бухарин, бывший советский лидер, казненный после одной из сталинских чисток.
Фасад каменного здания, выходящего на Пушкинскую площадь, до сих пор украшен словами "Ленин" и "СССР", хотя среди кучи щитов с рекламой пива и мобильных телефонов их почти не разглядеть.
Галумов хотел предупредить своего арендатора: покиньте помещение, или вас ждут проблемы.
"Существует президентская корпорация и мы - ее часть, - заявил Галумов. - Если вы хотите начать войну с президентской корпорацией, пожалуйста. Но это бесполезно. Можете называть нас федеральными бандитами или кем угодно еще. Мы - федералы. Если хотите посостязаться с нами:" - тут чиновник разразился смехом.
Спустя 9 дней 25-30 офицеров безопасности из компании Галумова навестили автомобильный салон и приказали всем покинуть помещение. Испуганный сотрудник позвонил Амирханяну получить инструкции. Амирханян велел подчиниться.
Офицеры безопасности сменили замки и закрасили окна белой краской.
До Галумова удалось дозвониться. По телефону он подтвердил, что встречался с Амирханяном и делал заявления, записанные на пленку, - хотя он и призвал рассматривать их в контексте встречи.
Действия его сотрудников законны, сказал Галумов: только судебные приставы имеют право выставить арендатора на улицу, но люди могут покинуть помещение и по собственной воле.
"Они ушли добровольно, - сказал Галумов. - Если бы наши охранники начали стрелять, тогда другое дело. Но мы просто сказали: "Забирайте свои вещи и уходите".
Галумов также подтвердил свою оценку президентской власти в своей стране. "Россия - это страна, где президентские ресурсы - это колоссальная сила", - заявил он.
Позднее бюрократ перезвонил, чтобы пояснить эти слова. "Я имел в виду, что, когда ресурсы администрации сталкиваются лицом к лицу с ресурсами жуликами, они получают даже дополнительные средства, чтобы дать отпор".
Арбитражный суд Москвы рассмотрит это дело в среду.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях