Статьи по дате

The Washington Post | 3 июня 2008 г.

Римские каникулы Мугабе

Энн Эпплбаум

Вчера, безошибочно выбрав время для визита, президент Зимбабве Роберт Мугабе прибыл в Рим и тем самым показал, насколько слаба международная дипломатия. Действительно, трудно представить жест, более наглядно демонстрирующий неэффективность международных институтов в борьбе за права человека и за помощь голодающим. Даже если бы кто-то забрался на купол собора Святого Петра с мегафоном и кричал, что ООН бесполезна, он бы не смог сделать проблему более очевидной.

Дело в том, что Мугабе приехал в Рим по приглашению Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, которая проводит здесь конференцию по проблеме всемирного продовольственного кризиса. Президент Зимбабве оказался в Риме несмотря на тот факт, что формально ЕС запретил ему приезжать в Европу, где он объявлен персоной нон-грата: в последние годы в Зимбабве его политических противников избивают и убивают так откровенно, что это заметили даже европейцы.

Тем не менее, итальянцы, похоже, не смогли не пустить к себе Мугабе на этой неделе. Поскольку саммит проводит ООН, то правила организации получают приоритет над европейскими и итальянскими пограничными правилами. Мугабе не впервые пользуется этой небольшой лазейкой: он уже посещал продовольственную конференцию ООН в Риме в 2002 году. Тогда президент остановился в пятизвездочном отеле на улице Венето, его жена отправилась по магазинам, а сам Мугабе хвастался, что продовольственные запасы Зимбабве вырастут благодаря его программе "земельных реформ" - то есть благодаря полной конфискации земли у белых фермеров и ее перераспределению среди своих сторонников.

Этот прогноз не сбылся. По данным гуманитарной организации Oxfam, 80% населения Зимбабве в настоящее время выживает менее чем на 1 доллар в день - за что ответственна политика Мугабе - а также не имеет доступа к минимально необходимому продовольствию и чистой воде. Инфляция составляет 100000%, урожай в этом году оказался бедным, жители в массовом порядке покидают Зимбабве. Кроме того, Мугабе известен тем, что использует продовольственную помощь как политическое оружие - ее выдают лишь тем, кто голосует за него. Таким образом, его присутствие на продовольственном саммите ООН - это горькая ирония. Министр иностранных дел Австралии Стивен Смит, один самых ярых критиков Мугабе, выразился менее деликатно: "Появление Роберта Мугабе на конференции, посвященной продовольственной безопасности и продовольственным вопросам, - на мой взгляд, полное бесстыдство".

Худшего времени также не придумаешь: ООН все еще пытается (или должна попытаться) отделаться от недавней неудачи, когда она пыталась убедить генералов в Мьянме - они также нередко используют продовольственную помощь как политическое оружие - принять помощь внешнего мира. Спустя месяц после того, как на побережье Мьянмы пришел циклон "Наргис", около четверти миллиона местных жителей по-прежнему не получает регулярных поставок пищи и воды. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун после долгих пререканий посетил Мьянму, а генералы после затянувшегося спора согласились допустить в страну небольшое число зарубежных гуманитарных сотрудников. Однако даже высокопоставленный представитель ООН по вопросам помощи голодающим недавно признал, что в стране еще не решены "неотложные задачи". Переводим: режим по-прежнему отказываются допустить в пострадавший район работников гуманитарных организаций, по-прежнему не позволяет иностранцам въезжать в страну, по-прежнему не дает иностранным судам пристать к берегу и доставить помощь.

В действительности, гуманитарный кризис в Мьянме вызван политическим кризисом. Гуманитарный кризис в Зимбабве также вызван политическим кризисом. Однако ООН никогда не ставила своей целью разрешение политических кризисов, и потому она не может по-настоящему справиться и с гуманитарными проблемами указанных стран. Официально ООН обязана уважать решение правительства Мьянмы не кормить свой народ. Официально она должна пригласить Мугабе в Рим, хотя Евросоюз это запрещает. Некий ооновский чиновник оправдывает приезд Мугабе тем, что ООН призвана способствовать "взаимодействию, а не изоляции", и тем, что нынешняя конференция по продовольствию настолько важна, что "все остальное не имеет значения".

Конечно же, эти слова - нонсенс. "Остальное" - это жестокая диктатура, манипулирование сельским хозяйством в угоду политике, страх и насилие - то есть все, что не связано с ростом мировых цен на сырье, массовой переработкой сельхозпродукции на биотопливо или засухой. К чести европейских лидеров, они попытались коснуться "остального" и оказать нажим на Мугабе, ограничив его в праве ездить за границу, избегая встреч с его участием и пытаясь показать, что его действия неприемлемы. Пока эта тактика не приносит пользы, однако ее нельзя назвать абсолютно лишенной смысла: Мугабе явно не все равно, как относится к нему Европа, иначе он бы не стал пытаться обойти ее запрет.

Но европейский бойкот мог бы сработать лучше, если бы ООН не помогала лидеру Зимбабве посмеяться над ним. Вместо этого ООН следует присоединиться к бойкоту. В конце концов, если это серьезная конференция по проблеме продовольствия, то на ней не должно быть места человеку, погубившему продовольственную политику собственной страны.

Также по теме:

ООН хочет помирить голодающих с ожиревшими (Обзор прессы)

Источник: The Washington Post


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru