Le Nouvel Observateur | 3 марта 2005 г.
О чем говорили Буш и Путин в Братиславе
К. С. Кароль
Впервые с 1805 года Братислава, столица Словакии, стала заметной точкой на карте мировой политики. Два столетия назад Наполеон вел здесь переговоры о мире с австрийцами. На прошлой неделе два "друга", Джордж Буш и Владимир Путин, вели здесь дискуссии о демократии. После полуторачасовой беседы с глазу на глаз они еще полтора часа говорили в присутствии своих делегаций.
Более рослый и красноречивый, Буш чувствовал себя комфортно, Путин же, как всегда, искал нужные слова и медлил с ответами. По поводу беседы между двумя руководителями в печать не просочилось почти никакой информации. Но можно представить себе, что говорили они, в частности, о ЮКОСе - российской нефтяной компании, владельцу которой, Михаилу Ходорковскому, арестованному полтора года назад, грозит длительный срок тюремного заключения за мошенничество и неуплату налогов в особо крупных размерах.
Мнение общественности двух стран по этому вопросу - диаметрально противоположное. В России, где олигархов обвиняют в незаконном обогащении за счет населения, 80% граждан выступают за вынесение ему сурового приговора. В США же Ходорковского, который пригласил в свою компанию нескольких директоров-американцев, считают "политическим заключенным". Представ перед московским судом, хозяин ЮКОСа отказался признать свою вину, настаивая, что, в конечном счете, он действовал так же, как все. Как же ему удалось стать самым богатым олигархом в России? По данным журнала Fortune, его состояние исчисляется 13 млрд долларов. Это его секрет.
В этом деле Буш ограничился тем, что потребовал гарантий для американских инвесторов. А Путин взял на себя все соответствующие обязательства, хотя и не стал касаться темы криминализации российской экономики, которая вынуждает компании - в том числе самые крупные - платить дань мафии. Сегодня в Москве ходят слухи, что Путин согласен освободить Ходорковского при условии, что тот покинет Россию.
Вторым вопросом повестки дня было сооружение Россией атомной электростанции в иранском городе Бушере, которое приносит Москве ежегодно миллиард долларов. Путин, который не хочет, чтобы иранцы обзавелись ядерным оружием, только что заключил с ними договор о возвращении в Россию обогащенного урана. Франция, Великобритания и Германия продолжают переговоры с Тегераном, добиваясь той же цели. США уже не исключают, что последуют их примеру. То, что они этого не делают, бесспорно, объясняется тем, что Джордж Буш подвергается сильному давлению со стороны Израиля, который хочет остаться (негласно) единственной в регионе ядерной державой, но также и тем, что Вашингтону явно нужны "назначенные враги": к этой категории относятся Иран и Сирия.
По поводу демократии в России - это было третьим пунктом повестки дня - можно было бы сказать многое, но Джордж Буш ограничился разговором о свободе печати и независимости правосудия. Официально тема коррупции не обсуждалась. Между тем из-за ее масштабов Россия делит с Танзанией и Непалом 90-е место в мире в списке неправительственной организации Transparency International.
Путин, который не в состоянии осуществлять все полномочия, которыми он располагает, передал некоторые из них своим друзьям из Санкт-Петербурга и бывшим коллегам по КГБ. Судя по всему, он не готов сменить метод правления: вернувшись к традициям царизма, он недавно провел закон, позволяющий ему назначать руководителей 89 российских регионов. Кандидатуры этих губернаторов должны утверждаться местными депутатскими собраниями, которые после двух отказов могут быть распущены. Ничего подобного не существует ни в США, ни в любой другой демократической стране.
По поводу войны с терроризмом два президента полностью согласны друг с другом, хотя ни тот ни другой не могут похвастаться особыми успехами на этом поприще. Американцы терпят провал в Ираке, а русские - в Чечне. России приходится сталкиваться с терактами во всех кавказских республиках.
К террористической угрозе добавляется другое неприятное для Путина обстоятельство - не спадающая социальная напряженность. После принятия закона 122 о замене льгот денежной компенсацией, люди, пользовавшиеся льготами (а это около половины населения страны), невзирая на холода, не перестают выходить на демонстрации. Дошло до того, что Михаил Зурабов - министр, отвечающий за выполнение упомянутого закона, - почувствовал себя обязанным проехать по южным регионам страны, чтобы оценить масштабы проявлений недовольства. В интервью "Известиям" он признал некоторые ошибки, но заявил, что ситуация была бы другой, если бы он мог предложить всем пенсионерам по 1000 рублей вместо скромной компенсации... Это выступление не уменьшило общего недовольства. Тем более, что сейчас протестуют и жертвы Чернобыля: им отказано в лекарствах, которые нужны им по жизненным показаниям.
Все это вызвало падение рейтинга популярности Владимира Путина, которому, чтобы выйти из затруднения, вполне может понадобиться помощь его американского "друга".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях