The Washington Times | 3 марта 2005 г.
Провалы Путина на направлении федерализма
Пол Гобл
Президент Владимир Путин и его окружение стремятся восстановить сверхцентрализованное авторитарное государство, так как это - единственный стиль управления, который они знают и понимают в силу своей прошлой службы в советских органах госбезопасности, считает Леонид Смирнягин, ведущий специалист по вопросам либерализма.
В статье, опубликованной в последнем номере журнала "Неприкосновенный запас", профессор МГУ Леонид Смирнягин (проведенное им в 1998 году исследование российского федерализма считается эталоном), пишет о том, что централизованная, авторитарная модель уместна для служб безопасности, но, когда речь идет о политических реалиях, она угрожает российской демократии, стабильности и даже территориальной целостности.
Смирнягин ведет речь о том, что федерализм - довольно редкая форма государственного устройства: в мире существует чуть более двух десятков федераций, а это меньше, чем монархий. Систему федерализма очень сложно создать и поддерживать в устойчивом состоянии, особенно в ее "самом опасном" возрасте - во втором десятилетии существования такой системы, когда и лидеров, и простых граждан, привыкших к централизованной власти, начинает раздражать неразбериха, которую создает федерализм.
Система федерализма часто терпит крах из-за груза проблем, которые она создает, таких проблем, как этнические конфликты, пишет Смирнягин. Он отмечает, что почти все федерации, построенные по этническому признаку, либо распались - Чехословакия, Югославия и Советский Союз, либо испытывают серьезные проблемы - Нигерия и Индонезия.
Тем не менее система федерализма будет существовать и в будущем - благодаря тому, что она дает возможность развивать демократию на больших территориях с многонациональным населением, если это население намерено терпеть трудности жизни в "союзе маленьких государств".
Смирнягин утверждает, что в настоящем федеративном государстве должны соблюдаться три фундаментальных правила. Во-первых, народ и правители должны согласиться на то, чтобы классическое разделение власти на исполнительную, законодательную и судебную ветви дополнялось "вертикалью" власти.
Во-вторых, субъекты федерации должны участвовать в составлении законов страны. Этой цели служит верхняя палата парламента, которая и представляет субъекты федерации. Верхние палаты парламента существуют не только в федеративных, но и в унитарных государствах.
В-третьих, о федеративном статусе государства должно быть сказано в его конституции.
Автор статьи не согласен с теми, кто утверждает, что Россия всегда была унитарным государством и должна оставаться таковым. Киевская Русь была полицентричной, и это помогло ей спастись во времена монгольского нашествия. Российская империя имела в своем составе территории, которым был предоставлен особый статус, и это также является признаком федерализма. Огромный размер России делает невозможным обеспечить абсолютную централизацию власти в стране, пишет Смирнягин.
По его мнению, Путин и его окружение усиливают централизацию власти в ущерб российским регионам не потому, что они хотят восстановить советскую систему, а из-за того, что просто не понимают ситуацию и не имеют представления о сотрудничестве, которое предполагает федерализм. Они постоянно стремятся упростить понятие федерализма до строго иерархической модели, которая существует в спецслужбах, где они все работали. В этом русле - замена выборов бюрократическими назначениями на должность.
В целом, пишет Смирнягин, власти упрощают ситуацию до уровня своих способностей понять ее. Но, если представителям власти не хватит способностей, будет логичным поискать новые кандидатуры во власть.
Для упрочения системы федерализма необходимо создать оппозиционную Кремлю законодательную власть, в противном случае власть так и не придет к пониманию своих ошибок, пишет автор.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях